Чехия сокращает контакты с Польшей и все чаще поглядывает в сторону России, сообщает рупор либеральной варшавской пропаганды Gazeta Wyborcza. Конец 2014 года ознаменовался скандалом с рекламным роликом чешской компании T-Mobile, в котором высмеивали польских торговцев. Посол Польши в Праге Гражина Бернатович выразила по этому поводу протест, заявив, что «реклама T-Mobile стала неприятным сюрпризом для меня, мы настоятельно протестуем против представлений, которые упрощают поляков и представляют их в скандальном свете». Между тем, некоторые чешские дипломаты в частных разговорах квалифицировали реакцию посла как «сверхчувствительную», которая нанесла больше вреда, чем пользы.

Как оказалось, это только начало чешско-польской ссоры, спровоцированной постоянным ростом импорта польских продуктов в Чехию. Можно вспомнить, например, утечку документов из чешского министерства сельского хозяйства, где государственной сельскохозяйственной инспекции предписывалось сосредоточиться на контроле за польскими продуктами питания, потому что среди них могут оказаться товары, не отвечающие стандартам Евросоюза. В итоге министр сельского хозяйства Польши Марек Савицки был вынужден заявить, что Варшава готовится подать протест в Европейскую комиссию против «дискриминации польских производителей».

Однако спор о еде — это фасад, за которым скрывается более серьезная проблема, волнующая тех чехов, что видят Польшу в качестве дружественной страны. «Если мы ничего не предпримем, то потеряем своего лучшего союзника, катастрофа», — говорит один из высокопоставленных дипломатов из Праги. По его мнению, сегодня исчезают «особые отношения» между Чехией и Польшей, основанные на исключительных личных контактах между президентом Вацлавом Гавелом и Александром Квасьневским, совместных усилий премьер-министров Мирека Тополанека и Дональда Туска, министров иностранных дел Радослава Сикорского и Карела Шварценберга. Чешское правительство отказывается от услуг Иржи Шнайдера и Любоша Добровского, выступающих за стратегическое польско-чешское сотрудничество, особенно по проекту «Восточного партнерства» и украинской политики. Хотя глава МИД Чехии Любомир Заоралек утверждает, что «ничего не меняется, Польша остается ключевым партнером», не все с этим согласны. Тем более, что есть другие настораживающие факты.

Прага превращается в Вену. А Вена «явно прорусская и имеет в этом смысле в ЕС худшую репутацию», заявил европейский дипломат, попросивший не называть его имени. Кроме того, построение партнерских отношений с Австрией становится основным направлением новой политики Заоралека, что угрожает поддержанию единства Вышеградской группы, уже ослабленной пророссийскими заявлениями и действиями премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и его словацкого коллеги Роберта Фицо. И это может значительно ослабить прозападные силы в Чешской Республике.