В отличие от пишущих журналистов, художники-карикатуристы не могут позволить себе полумер и обтекаемости смыслов, а потому всегда обнаруживают те или иные проблемы общества наиболее остро. Это погубило и сотрудников редакции парижского сатирического издания Charlie Hebdo, расплатившихся своими жизнями за крах миграционной политики Франции. Такое мнение в программе «Латвийского Радио-4» «Открытый вопрос» высказал карикатурист Сергей Тюленев.

По словам художника, провокационные карикатуры издания во многом апеллировали к политической слабохарактерности самого французского государства. «Убивать людей — нельзя. Как профессиональный художник-карикатурист, много лет проработавший в газете, я могу сказать, что это удар именно по нам — карикатуристам и журналистам, которые порой оказываются на передовой, на грани какой-то политической борьбы. Вместо того, чтобы политически и какими-то другими методами решать проблему, политики все последние годы занимались популизмом и даже отступали от христианских ценностей в угоду мусульманам. И помимо своей воли, художники-карикатуристы сделали проблему более острой, более наглядной. Этих художников судили, закрывали, но они считали, видимо, они считали своим долгом вести борьбу против засилья радикальной части мусульманства в своей стране. Какой они выбрали для этого способ — о вкусах не спорят. Для европейцев, возможно, то, что они рисовали, не являлось таким уж большим оскорблением, но для мусульман, которые воспитываются в совсем другой религии и культуре, конечно, это было оскорблением. И тут дело не в том, кто виноват и что делать, а в том, что эти карикатуристы — пусть и самым ужасным для них образом — но они все-таки подняли вопрос на баррикады и теперь политики, может быть, задумаются и начнут, наконец, решать эту проблему», — выразил надежду художник.

Вместе с тем журналист обрушился с критикой на мировое сообщество, упрекнув его в лицемерии, а также припомнил самой Франции участие в военных миссиях в исламских странах. «С другой стороны, Франция — одна из держав, которые активно бомбят мусульманские государства и убивают там мусульман. Более того, весь цивилизованный мир, когда сожгли 48 человек в Одессе, не возмущался, не возлагал цветы и не проявлял никакой активности. А 12 убитых французов — это, конечно, горе, и весь цивилизованный мир потрясен этим событием. Пять тысяч человек, по самым скромным подсчетам, убиты в Луганске и Донецке за последние полгода. Где реакция мировой общественности, где этот всенародный плач о том, что так нельзя поступать? Где акции, которые бы наказывали людей, все это допускающих?», — недоумевает карикатурист.

Второй гость студии, политолог Юрис Розенвалдс выразил уверенность, что объектами карикатур издания Charlie Hebdo в первую очередь должны были бы стать европейские политики. «Политики, с точки зрения неверно понятого мультикультурализма, предоставляли чужим общинам возможность жить так, как они хотят. Эти общины стали превращаться в самодостаточные группы, выдвигающие совершенно неприемлемые с точки зрения европейца требования. Также имеет место быть неправильно понятая толерантность со стороны правительств, чувствующих некоторую вину за колониальное прошлое — это касается и Франции, и Великобритании, где проблема мигрантов стоит наиболее остро сегодня. Толерантность может быть по отношению к какому-то индивиду, а не к каким-то его представлениям — что вот, например, как он жил в Северной Африке, так же он может жить и в Париже, но при этом получая все социальные выплаты и европейский уровень жизни. Это большая недоработка европейских политиков, и результатом стало то, что произошло», — считает политолог.

Профессор также призвал не грести всех мусульман под одну гребенку в контексте произошедшего теракта. «Надо четко различать понятия „ислам“ и „исламизм“. Подавляющее большинство мусульман — это мирные люди, которые хотят нормально жить. С другой стороны, из этой религии можно делать очень радикальные выводы, и сейчас это наиболее всего проявляется в исламизме. Можно высмеивать различного рода интерпретации — людей, которые под знаменем ислама размахивают „калашниковыми“, но затрагивать чувства верующих, я думаю, не является признаком хорошего вкуса. Речь идет о карикатурах на пророка Мухаммеда, а не о тех или иных интерпретациях ислама», — сказал Розенвалдс.