В Париже случилась трагедия. Три человека зашли в редакцию французского издания Charlie Hebdo и раскритиковали ее редакционную политику. Вместе со всей редакцией. Из трех автоматных стволов. 9 сотрудников и 2 полицейских убиты. Еще до 20 человек получили разной тяжести ранения. Некоторые — тяжелые. Франция в трауре. Европа в шоке. Как такое могло случиться? Что это вообще такое было? Мнения расходятся.

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц заявил, что потрясен кровавым преступлением. Председатель Европейского Совета Дональд Туск заявил, что потрясен терактом в Париже. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг назвал теракт в редакции французского еженедельника «Шарли Эбдо» «возмутительным нападением на свободу прессы». Президент Франции Франсуа Олланд в среду назвал нападение на редакцию журнала террористическим актом: «Франция в шоке. Нет сомнений, что это был террористический акт».

Бывший президент Франции Николя Саркози потребовал жестокого наказания виновников трагедии. Мои мысли обращены к многочисленным жертвам этого варварского нападения, к их семьям и к полицейским. Виновные должны быть преданы суду и наказаны с крайней степенью строгости. Абсолютная твердость является единственным возможным ответом на это", — считает бывший глава французского государства.

Президент США Барак Обама обещает помочь с расследованием. «Высокопоставленные чиновники из Белого дома находятся в тесном контакте с французскими коллегами. США готовы сотрудничать с Францией и помочь в расследовании», — заявил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест.

Случился теракт? Безусловно. Убивать людей недопустимо? Кто бы спорил! Но в остальном… Произошедшее является нарушением принципа мультикультурализма? Террористы покусились на принцип толерантности? А так ли это?

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям

В теории все красиво. Подразумевается, да что там подразумевается, прямо указывается, что основой и того и другого является перманентность уважения! Вот тут и возникает вопрос. А вот это, что на обложках Charlie Hebdo, это уважение? Уважение к кому? Или к чему? К другим культурам? Глядя на это, кто и к кому должен проявлять толерантность?

Вообще-то выше в самом определении этого понятия прямо сказано «проявление толерантности не означает навязывания своих убеждений другим людям». В этой связи как следует понимать заявление главного редактора Charlie Hebdo Стефана Шарбаннье: «Мусульмане имеют право не смеяться над нашими рисунками, но они не должны диктовать нам свои законы. Я живу по французским законам, а не по законам Корана»?.

Получается, что издеваться над мусульманами ему можно, а «не смеяться» над этим издевательством над их святынями, по мнению Шарбаннье, мусульманам запрещено? Почему? Только не говорите, что это просто такой специфический юмор. Не думаю, что вам будет смешно, если такой вот «юморист» начнет публично стебаться над вашей матерью. Или над вашим ребенком. И не стоит представлять произошедшее только лишь конфликтом с мусульманами. По обложкам видно, что редакция поливала совершенно одинаковой грязью не только их.

Так что же произошло? А вот что. Некоторая группа лиц решила, что она обладает какими-то особыми правами определять, что и кому в жизни делать можно, а кому — нельзя. Под соусом свободы слова. А чтобы не получить за хамство в морду, она спряталась за закон, полицию и армию. В сущности, заявление Шарбаннье следует понимать так: мы сильнее, потому имеем право, а вы нам ничего за это не сделаете. Но нашлись те, кто принял эти слова буквально. Правы потому, что сильнее? Значит, право рождает автомат? Ну, так он есть не только «у вас»! Результат налицо.

Произошедшее, безусловно, печально. Но самое плохое тут заключается в том, что вышедшие на демонстрации французы ни разу не задумались — а чего именно они «не боятся»? За какую конкретно свободу слова они собрались бороться? За право одних безнаказанно унижать других? Это свобода слова? Они уверены? Конфликт культур, говорите? Добро. Положим, как выглядит альтернативная культура — понятно. Но вот европейская культура она выглядит как?

Восемь украинских девушек вошли в самый известный действующий католический собор Европы в длинных пальто. Затем они сбросили одежду и, оставшись топлесс, принялись бить в колокол и кричать: «Папы больше нет!», «До свидания, Бенедикт!», «Кризис веры!».

Это культура? Или это мультикультурализм? Или все же это самое, что ни на есть, разнузданное мракобесие? Знаете, откуда оно берется? Из ощущения вседозволенности! Оно взрастает из-за отсутствия столь же «внеправильного ответа». Но ощущения бывают обманчивыми.

Европе придется понять, что корни случившегося находятся вовсе не в противостоянии культур Ислама и Европы. Главная причина в разрушении самой европейской культуры. Причем, самими же европейцами! Все перечисленные принципы перестали работать, прежде всего, потому, что они потеряли ограничения и противовесы. Когда-то их роль выполняли единые, — да, именно так, единые для всех! — культурные и этические нормы. Если что-то было можно, то для всех. Без исключения. И если нельзя, то тоже для всех. Поголовно.

Разделение общества на «особенных» и «всех прочих», привело к тому, что «прочих» в Европе уже не осталось. Общество распалось на кучки «особенных». Убежденных в своем праве плевать на всех прочих. А любой конфликт трактовать исключительно в категориях «наших бьют»! Какой, к черту, мультикультурализм? «Наши» всегда правы! Потому, что они «наши»! Соответственно, что бы там «наши» ни натворили, виноваты во всем всегда те, кто против «наших»!

В результате получается так, что собравшиеся вчера на митингах в поддержку Charlie Hebdo и «свободы слова», французы, сами того не понимая, собственными руками раздувают войну. Тем более ужасную, что она гражданская. Т.е. такая, где однозначно правых нет. У каждого своя отдельная «правда». Правильная не потому, что соответствует каким-то общим нормам. Правильная, потому что она «наша». Вот только стоять на площади со свечками и воевать с автоматом в руках, это две очень большие разницы. Лично я не уверен, на чьей стороне окажется победа.

Зато я абсолютно убежден, что проиграют в итоге они там все. Первое, что рушится в гражданских войнах это окружающий мир. В самом широком смысле этого слова. От культурных устоев до улиц, домов и линий электропередач. Кто сказал, что рукописи не горят? В Александрийской библиотеке они очень даже отлично сгорели.

Почему сразу именно гражданская война? Потому, что все противостоящие «группы особых» своим законным домом с полным на то правом считают территорию Европы. И не говорите мне, что, скажем, Ислам не имеет права на Европу. Откройте пыльные книги по истории и поинтересуйтесь на тему Реконкисты. В Халифат входили даже земли Южной Франции. Скажете, это когда было?! Но, простите, не считаться с чужим мнением можно не только вам.

Общий европейский дом уже отчетливо трещит. По-моему, самое время задуматься над тем, что, в конечном счете, все начинается с культуры? Именно культуры, а не бескультурия. Может, настала пора пересмотреть, прежде всего, этот вопрос? Иначе решающим окажется не то, кто круче стебётся или кто быстрее показывает сиськи. Победителем окажется тот, кто лучше стреляет и меньше рефлексирует перед убийством себе подобных.