14 января 1953 г. Иосип Броз Тито был избран президентом Федеративной Народной Республики Югославия. Он сохранил этот пост до своей смерти — 4 мая 1980 года. Тито был одной из самых противоречивых и загадочных политических фигур ХХ столетия. Он родился в местечке Кумровец рядом со Словенией 25 мая 1892 г. В России оказался во время Первой мировой войны, был в плену, в ссылке в Сибири. Стал коммунистом и связал свою жизнь с Коминтерном. Москва и Советский Союз во многом определили судьбу Тито. Он был в приятельских отношениях с очень влиятельными коминтерновцами Георгием Димитровым, Пальмиро Тольятти, Морисом Торезом, которым товарищ Сталин доверял, как никому другому. На молодого и талантливого хорвата обратили внимание советские спецслужбы. Первым испытанием для Тито стала командировка в Испанию в 1937 г. Тито и его товарищи выполняли «деликатные» поручения Сталина.

«Испанский экзамен» был сдан на «отлично». Москва поняла, что с Тито можно работать и дальше. Его направили в Югославию и сделали генсеком КПЮ. Во время Второй мировой войны Тито первым поддержал СССР в борьбе против Гитлера и объявил беспощадную войну фашизму. С 1941 по 1945 гг. возглавлял Народно-освободительную армию и сдерживал на Балканах несколько гитлеровских дивизий. Сталин не ошибся с Тито и дал команду продолжать «сотрудничество». Тем более что к Балканам и Тито начали присматриваться в Лондоне и в Вашингтоне. Черчиль и Рузвельт после Тегеранской конференции 1943 г. осознали, что Красная Армия и Сталин в скором времени возьмут всю Европу под контроль и «коминтерновские кадры» из Москвы станут руководителями стран народной демократии.

Тито приезжал к Сталину в сентябре 1944 г., за месяц до освобождения Белграда. Они уточняли детали и договоривались о том, как Красная Армия по Дунаю пойдет на Будапешт и Вену. 5 апреля 1945 г. Тито вновь прилетает в Москву. Много неофициальных обедов на даче в Кунцево, о деталях которых можно только догадываться. Сталин назначает Тито премьер-министром Югославии и передает страну в полное управление. Кстати, интересная деталь о том, как Сталин и Тольятти после 1945 года материально помогли Тито и ФНРЮ. Тольятти в то время был членом коалиционного правительства Италии. В его распоряжении оказалось 40 тонн золота, которые итальянские фашисты сумели вывести во время войны из оккупированной Югославии. Тито начал строить социализм на золотом запасе Карагеоргиевичей. Финансовый фундамент был заложен основательный. Так что Сталин и Тольятти помогли Тито не только встать на ноги, но и закрепить власть в своих руках. Тито одним из первых иностранцев получает орден «Победы».

В мае 1946 г. Сталин и Тито в третий раз встречаются в Москве. Договариваются о планах на будущее, о которых мир узнает только через два года. Тито вновь поручена «деликатная миссия» — стать своим человеком для Запада. Для этого в 1948 г. он ссорится с Кремлем, разрывает отношения с СССР и попадает в объятия Великобритании и Соединенных Штатов. Посол США в Белграде Джордж Кенан после конфликта Тито с Кремлем тут же протянул крепкую руку помощи. Были сняты все запреты, и Югославия стала получать не только гуманитарную, но и военную помощь, новейшие технологии. Тито давали все, что запрещалось для других соцстран. Затем пошли многомиллионные кредиты МВФ. Дошло до того, что Народно-освободительная армия Югославии к началу 1950-х гг. стала четвертой по силе и мощи в Европе. В 1952 г. Дуайт Эйзенхауэр, в то время командующий объединенными силами НАТО, а затем и президент США, предложил принять титовскую Югославию в Североатлантический альянс. Американцам нужно было прикрывать южное крыло старого континента. Территория ФНРЮ входила в зону интересов НАТО. Тито для начала согласился принять новейшую американскую технику (танки, самолеты, военные корабли и прочее) стоимостью в $20 млрд и был готов подписать документы о вступлении в НАТО, но в последний момент «передумал». Всего за годы сотрудничества между Тито и американцами в Югославии оказалось почти 500 танков Sherman, 319 танков Раtton, 400 самоходных орудий Джексон, 1000 грузовых автомобилей и внедорожников, 400 самолетов. Это была мощная поддержка для небольшой страны, которая тогда только становилась на ноги. Москва сэкономила на Белграде десятки миллиардов долларов, которые вложила в восстановление Советского Союза. Так Тито и Сталин сыграли блестящую шахматную партию под кодовым названием «Дело Информбюро».

Милован Джилас, с которым Тито был в большой дружбе, а затем стал непримиримым оппонентом, в своей книге написал: «Сталин был выдающимся политиком. Пожалуй, даже самым выдающимся для того времени. Он много добивался в осуществлении своей доктрины, и, конечно, имел право, как и любой политик, бороться за власть… Сталин останется в истории как, несомненно, крупная неординарная личность. Существует мнение, что Сталин был неглубоким человеком, примитивным в своих решениях и психологии. Мой взгляд другой. Думаю, что через очень сложный внутренний процесс размышлений и переживаний он приходил к упрощенным выводам. Но это и есть талант политика. Высказывалось сомнение относительно веры Сталина вообще в коммунизм. По-моему, он верил». Вместе с ним верил и Тито, который после смерти Сталина, вновь понадобится Москве для борьбы против США и Великобритании. Он прекрасно вжился в образ «врага Сталина». Западные страны быстро разглядели в СФРЮ с ее «рыночным социализмом» альтернативу социализму СССР. Была поддержка и моральная и материальная. После ссоры с СССР Белград получил помощь и кредиты на общую сумму в $10 млрд. Москва понимала, что не зря маршал прошел «коминтерновские университеты».

Но времена менялись. Политика Москвы не стала исключением. Никита Хрущев познакомился с товарищем Тито еще в 1930-е гг. и знал многие «нюансы» его партийной карьеры. После смерти Сталина новому хозяину Кремля понадобилась поддержка Тито и его связи на Западе. Москва посылала гонцов в Белград и предлагала «мир и дружбу». Тито долго не соглашался на контакты с Хрущевым. Он стремился показать британцам и американцам, что Советский Союз в очередной раз хочет наказать его за непослушание и сделать из Югославии «мини СССР». Хороший актер Тито держал паузу почти два года. В 1955 году Хрущев прилетает в Белград, как было сказано, по собственной инициативе. Глава Югославии очень боялся, что на Западе поймут истинное положение вещей и раскусят его «коминтерновскую сущность». Но спектакль на аэродроме в Белграде был разыгран блестяще. Хрущев подыграл Тито. Получилось, что Кремль попросил прощения у маршала и теперь Москва и Белград будут вместе бороться с культом личности Сталина и исправлять перегибы во внешней политике. Однако тесного сближения и вступления Югославии в Варшавский пакт не будет. Тито будет строить свой социализм и Хрущев ему пообещал не мешать.

Такой сценарий вполне устраивал Запад. Пускай братья-славяне дружат, но Тито должен быть под контролем Вашингтона и Лондона. Уже тогда «югославский паспорт» был признан по всей Западной Европе, по нему свободно ездили в соседние Италию и Австрию на выходные. А при большом желании можно было уехать и на заработки. Тито это разрешал. Он не только зарабатывал на своих пролетариях твердую валюту, но и приобретал «квалифицированную рабочую силу». Любой югослав, прошедший «курсы повышения квалификации» в Германии, становился профессионалом высокого уровня. Мало того, Запад делился с Тито и передовыми технологиями, которые он спокойно мог «передать» своим советским товарищам. Сближение было предопределено. Нельзя исключить, что Тито и Хрущев понимали, что если не начать бороться с Западом совместно, то можно и не выжить в этом противостоянии. Тем более что планета в то неспокойное время бурлила — распадался колониальный мир. Великобритания, Франция, Нидерланды и другие империи теряли свои владения повсюду. Хрущев решил с помощью Тито показать «кузькину мать» не только американцам. Тито был нужен Москве как лидер «первого эшелона», на которого «равнялись угнетенные страны, мечтавшие о свободе».

После встреч с Хрущевым Тито выступает с инициативой о создании «Движения неприсоединения». Он вместе с лидером Египта Гамаль Абдель Насером и премьер-министром Джавахарлалом Неру (самыми авторитетными борцами с колониализмом после Второй мировой войны) собирает в Белграде в 1961 г. учредительную конференцию «Движения неприсоединения». В нее тогда вошли 25 стран Азии и Африки. Главный принцип объединения — неучастие в военных и политических блоках. Тито при поддержке СССР и Хрущева создает оппозицию и НАТО, и Варшавскому договору. Новое «задание» Кремля выполнено. ЦК КПСС и «троянец» Тито без особых усилий контролируют многие мировые процессы. При этом Тито сумел убедить США, что он не будет сближаться с Кремлем. Он говорил всему миру: «Я независимый политик, я строю свой социализм без указаний со Старой площади и Международного отдела ЦК КПСС». Западных политиков такие обещания Тито вполне устраивали. Тито умел нравиться и США, и Великобритании, которые даже после его примирения с Хрущевым всегда старались поддерживать маршала морально и материально.

Но при всех своих политических вывертах товарищ Тито всегда был верен коммунистическим идеям. Он никогда не уступал американцам в идеологии — деньги ваши, а страна моя. Маршал добился для Югославии самого высокого уровня жизни в соцлагере. Кредиты лились рекой, Запад давал сотни миллионов долларов ежегодно. Для страны с населением в 24 млн человек это были годы процветания. На Балканах и по сей день говорят: «Маршал Тито создал Югославию, в которой мы жили лучше всех в Европе». Получается, что коминтерновец Тито, на которого сначала поставил Сталин, а потом и Хрущев, просто соединил социализм и капитализм. С помощью своего огромного авторитета внутри страны умело разрешал старинные межнациональные и межрелигиозные противоречия.