Надежды на быструю добычу сланцевого газа в Польше, к сожалению, не оправдываются, констатирует польская газета Nasz Dziennik. Эксперт Института изучения энергетики Павел Поправа отмечает, что самое ранее, когда могла бы начаться добыча газа из местных сланцев,- через 10 лет. И то при условии, что польские компании резко нарастят свои усилия, поскольку большинство иностранных участников вышли из проектов. До сих пор разведкой занимались такие гиганты, как Exxon Mobil и Marathon Oil, Talisman Energy, Eni и Total. Однако из выданных ранее 115 концессий на поиск сланцевого газа в настоящее время действительны только 69.

В 2011 году премьер-министр и лидер «Гражданской платформы» (РО) Дональд Туск с помпой провел пресс-конференцию в Померании, где зажег факел на месте предполагаемого газового месторождения. Спустя несколько лет, правда, выяснилось, что газ для этого факела был завезен из соседнего местечка. Премьер пообещал, что к 2013 году будут приняты решения, обеспечивающие получение доходов от эксплуатации площадей сланцевого газа, что позволит получить полякам хорошие пенсии. Добыча нетрадиционного топлива, казалось, стала одним из приоритетов правительства Туска.

Однако осенью этого года кабинет министров выдвинул ряд законопроектов, которые лишь облагают дополнительным налогом польский топливный сектор. Эти взыскания больно ударят по ведущим национальным компаниям, которые занимаются добычей нефти и газа из традиционных источников. PGNiG, Orlen и Lotos могут заплатить сверху до 1,2 млрд злотых в год. Получается, что правительство больше не верит в сланцевый газ, поэтому и увеличивает налоговое бремя для тех, кто ведет добычу энергетических ресурсов привычными способами.

В то же время, как сообщает Radio Maryja, падение цены на нефть грозит финансовыми потерями для польской нефтеперерабатывающей промышленности, а значит, приведет к выпадению доходов. Эксперт по вопросам энергетической безопасности Януш Ковальски отмечает, что Orlen и Lotos закупали сырую нефть для своих заводов по средней цене $100 за баррель. Исходя из этого формировалась налоговая ставка. Но сегодня сырье подешевело. Поэтому концерны заплатят меньше в национальный и региональные бюджеты. Особенно это критично для Поморского воеводства, заключает Ковальски.