Кризис отразился на логистической отрасли попытками максимально оптимизировать не столько процессы, сколько расходы. Относительно сферы складской логистики могу выделить усиление тенденции заключения прямых договоров аренды между грузовладельцами и собственниками складских площадей. Многие крупные компании уже подписали долгосрочные контракты аренды на 5-10 лет. Это желание уйти от посредничества оператора продиктовано не только попыткой сэкономить, но и другой, более сильной тенденцией. Крупные и средние игроки рынка ритейла ориентируются теперь не на рост и расширение бизнеса, а на стабилизацию своих позиций.

Логистические операторы давали возможность легко наращивать площадь, теперь же в этом необходимости нет. Длительный договор аренды в итоге оптимизируют расходы, однако снижают эффективность складских операций. Кризис привел к тому, что компания, которые имеют большой процент незаполненных площадей демпингуют: либо путем снижения арендной ставки, либо формированию предложения в рублевом эквиваленте (хотя аренда фиксируются в иностранной валюте). Конечно, такая ситуация отрицательно сказывается на качестве сервиса. В транспортной логистике ритейлеры, исходя из ориентации на повышение операционной эффективности, начинают развивать собственную инфраструктуру (ярким примером является компания «Магнит»).

В 2015 году рынок логистических услуг будет консолидироваться и укрупняться. Наиболее слабые игроки будут вынуждены уйти — в первую очередь это коснется мелких складских операторов недавно вошедшие на рынок. Для крупных игроков, наоборот, кризис позволит развивать свой бизнес. Клиенты в поисках уверенности и качественного сервиса будут выбирать надежных партнеров, которые сохраняют финансовую стабильность и имеют внутренние ресурсы для сохранения позиций, не нуждаясь в овердрафтах.

Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic специально для ИА REGNUM