«Электрические сети Армении» предлагают свой вариант выхода системы из кризиса — интервью

Ереван, 31 декабря 2014, 08:21 — REGNUM  Недавно в Министерстве энергетики и природных ресурсов Армении состоялось совещание, посвященное ситуации в системе распределения электроэнергии в республике. На совещании министр обвинил компанию «Электрические сети Армении» в превышении допустимого уровня потерь электроэнергии в сетях, неэффективном хозяйствовании и ведении финансов. ИА REGNUM обратилось в компанию ЭСА за комментариями, направив в пресс-службу ряд вопросов.

ИА REGNUM: В последнее время в центре внимания СМИ находится тревожная финансовая ситуация, возникшая в электроэнергетической системе Армении. Несмотря на происшедшее в два этапа значительное повышение тарифов на электроэнергию, ситуация не улучшается. Должностные лица Министерства энергетики и природных ресурсов в своих заявлениях для прессы одной из основных причин возникших проблем считают превышение допустимых потерь электроэнергии в распределительных сетях, что можете сказать по этому поводу?

— Проблема превышения допустимых потерь электроэнергии действительно существует, но ее влияние на финансовое состояние ЭСА и электроэнергетическую систему в целом сильно преувеличены. Должностные лица министерства неоднократно заявляли, что снижение сверхдопустимых потерь на 1% позволило бы сэкономить за два года 5.1 млрд дрaмов. Однако простой расчет показывает, что эта многократно озвученная цифра не соответствует действительности. Суммарная реализация электроэнергии в указанные два года (с апреля 2012г. по апрель 2014г.) составила около 288 млрд драмов, из которых примерно 221 млрд драмов уплачено другим участникам рынка электроэнергии. Даже если согласиться, что снижение потерь на 1% произойдет за счет снижения неучтенного потребления, то выручка за два года могла бы увеличиться только на 2.88 млрд драмов (что на наш взгляд спорно; по оценкам наших специалистов это сумма составляет 1.48 млрд драмов).

При этом только из-за ухудшения структуры производства электроэнергии (что не зависит от ЭСА), то есть повышения доли самой дорогой электроэнергии Разданской ТЭС и Раздан-5 в балансе произведенной электроэнергии и снижении доли более дешевой электроэнергии гидроэлектростанций и АЭС, расходы ЭСА на покупку электроэнергии увеличились на 27.6 млрд драмов. Это в 10 раз больше предлагаемого для экономии 1%. Аналогичная картина ожидается и в будущем году. По нашим прогнозам, сумма недополученной маржи составит более 10 млрд драмов.

В связи тем, что сверхдопустимым потерям электроэнергии уделяется повышенное внимание, считаю необходимым отметить, что они не учитываются при расчетах тарифов и никак не влияют на финансовые результаты других компаний, входящих в электроэнергетическую систему. Только мы несем финансовые потери и делаем все возможное для их снижения.

ИА REGNUM: Руководители Минэнерго заявляют, что, созданная ими рабочая группа, разработала программу снижения потерь, состоящую из 24 предложений, и, что сегодня между «ИнтерРАО» и правительством есть договоренность об осуществлении ряда мероприятий в этом направлении.

— Как мы уже отметили, снижение сверхдопустимых потерь является проблемой исключительно ЭСА, но мы понимаем озабоченность государственных органов проблемой оздоровления финансового состояния компании, т.к. от нее сильно зависит и улучшение финансового состояния всей энергосистемы.

В предложениях рабочей группы содержатся мероприятия, предусматривающие улучшение управления, а также регулирования и изменения в нормативных актах, и мы будем благодарны министерству и Комиссии по регулированию сферы общественных услуг за помощь при их осуществлении.

Однако часть предлагаемых мероприятий требует значительных инвестиций. Например, только для замены устаревших, изношенных индукционных счетчиков на современные электронные потребуется примерно 13-14 млрд драмов. Осуществление таких инвестиций потребует серьезных решений.

Парадоксально, но самой незаинтересованной стороной при осуществлении инвестиций для снижения свердопустимых потерь являются потребители электроэнергии. Как я уже говорил, стоимость таких потерь не учитывается при расчетах тарифов, но инвестиции по их снижения согласно действующей методологии будут включены в расчеты. И, наоборот, по этой же причине ЭСА являются самой заинтересованной стороной при осуществлении таких инвестиций, поскольку они увеличивают расчетную базу тарифов, снижая при этом не учитываемые финансовые убытки от сверхдопустимых потерь.

К сожалению, сегодняшнее финансовое состояние ЭСА не позволяет думать о каких-либо значительных инвестициях в этом направлении.

ИА REGNUM: Получается, что финансовое состояние ЭСА не очень хорошее. Как это может повлиять на деятельность электроэнергетической системы Армении? И какой видите выход из создавшейся ситуации?

— Не очень хорошее — мягко сказано. Энергосистема, несмотря на множество отдельных компаний, представляет собой целостный механизм, который не может эффективно функционировать, если с одним из его частей не все в порядке. Сегодня, из-за плохого финансового состояния ЭСА, возникшего по независящим от него причинам, лихорадит всю энергосистему. Главной проблемой сегодняшнего положения сетей являются уже отмеченные финансовые потери в 27.6 млрд драмов из-за ухудшения структуры производства электроэнергии по сравнению с плановой. К сожалению, должны отметить, что эта тенденция сохранится и в текущем тарифном году. Утверждается, что эти финансовые потери полностью компенсируются включением в расчет тарифной маржи ежегодно одной трети от накопленных убытков в течение трех лет. Такое утверждение не соответствует действительности.

Из-за указанных финансовых потерь ЭСА была вынуждена привлечь дополнительные кредиты под довольно высокие проценты. Согласно методике расчета тарифной маржи проценты по этим кредитам компенсации не подлежат. В результате компания несет некомпенсируемые потери на оплату процентов по кредитам в размере примерно 6-6.5 млрд драмов за три года компенсации. Несмотря на все наши доводы КРОУ не соглашается на компенсацию этих потерь.

Задолженность перед производителями электроэнергии возникла по той же причине. Поступления от реализации электроэнергии были недостаточны для покрытия всех расходов компании, а привлечение дополнительных кредитов для покрытия платежного дефицита было просто невозможно из-за чрезвычайной закредитованности.

Поэтому пусть не создается впечатление, что мы пытаемся принизить значимость проблем, озвученных должностными лицами Армении и средствами массовой информациями. Мы считаем, что причина возникновения кризисной ситуации значительно шире, и необходимо подходить к их решению, правильнее расставляя акценты, решая проблемы последовательно, согласно установленным приоритетам.

Выходить из кризиса необходимо в двух направлениях. Первое, зафиксировать возникший финансовый дефицит и разработать механизмы и сроки его погашения. Второе, проанализировать причины возникновения кризисной ситуации и принять необходимые меры для ликвидации этих причин.

В частности, одной из основных причин возникших проблем, как уже было сказано, является нарушение запланированной структуры производства электроэнергии и возложение всей ответственности за него на ЭСА, которое не имеет отношения к этим нарушениям. Необходимо более взвешенно относится к распределению возникающих рисков.

Несмотря на то, что через ЭСА проходят все денежные потоки системы, ей принадлежит лишь одна треть от поступлений. Все остальные участники рынка, которым принадлежит две трети денежных потоков, не несут никаких финансовых обязательств при нарушении балансов электроэнергии. Необходимо пересмотреть правила оптового рынка таким образом, чтобы каждый участник рынка нес полную финансовую ответственность за нарушение своих плановых обязательств по производству электроэнергии. В этом случае все участники рынка будут более ответственно относиться к планированию, и резких отклонений от запланированных показателей можно будет избежать.

Ереванское бюро ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.