К 2015 году Крым стал российским, но островом — таков главный экономико-географический итог года для нового субъекта РФ. Знали ли студенты из молодёжного движения «Прорыв», что их театральная постановка «Перекоп перекопать» по мотивам фантастического романа Василия Аксёнова «Остров Крым» сбудется всего через девять лет? 19 января 2006 года прорывовцы перекопали участок Перекопского перешейка, соединяющего полуостров с континентом. Акция прошла под лозунгом: «Встретим 15-летие автономии Крыма свободными от украинской оккупации!». Тогда же по обе стороны рва были установлены символические пограничные столбы, раскрашенные в украинские и российские национальные цвета.

То, что сегодня на Перекопе настоящая граница, ощущает на себе каждый путешественник с Украины в Крым или обратно. Поезда больше не ходят. Автобусы и даже часто машины украинские пограничники к полуострову не пропускают. Пассажиры поездов, когда-то ходивших в Крым, от станции Херсон добираются к украинскому пропускному пункту на такси или автобусах, а дальше — пешком несколько километров до российского пропускного пункта. Крымчане же гадают, ограничится Украина только этими мерами или фуры с продуктами в Крым тоже пускать перестанет? Позволят ли логистика и погода прокормить заблокированный с суши полуостров с 2-миллионным населением?

Блокада Крыма началась не сразу. Первыми на полуостров перестали летать самолёты. 28 февраля, когда взлётно-посадочные полосы симферопольского и севастопольского аэропортов взяли под контроль неизвестные «зелёные человечки», в небе над тогда ещё украинским Крымом уже не было ни одного иностранного самолёта, хотя официально Европейская организация по безопасности полетов закрыла воздушное пространство над полуостровом только в первых числах апреля.

В мае Украина возвела дамбу в русле Северо-Крымского канала на территории Херсонской области примерно в 40 км от границы с республикой с целью полностью перекрыть доступ воды на полуостров. Попытки договориться о поставке воды в Крым на межгосударственном уровне продолжаются по сей день. Пока без результатов. Сейчас днепровская вода из канала сбрасывается в море. А Крым экономит каждую каплю, бурит подземные скважины, строит опреснительные станции для переработки морской воды.

Приказ «О закрытии морских портов» в украинском Минюсте появился только в конце июня. Согласно приказу, закрытыми для международного судоходства оказались морские порты: Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия и Ялта.

С сентября пошли перебои с поставками электроэнергии, начались веерные отключения по всему Крыму. Города начали экономить даже на наружном освещении улиц, работе светофоров. Крым ответил строительством шести солнечных электростанций (четыре уже введены в строй), установкой ветряных электростанций, газотурбинных генераторов прямо возле газовых месторождений, готовится проект прокладки силового кабеля на полуостров по дну моря с Кубани.

На прошлой неделе (25-26 декабря) Украина впервые полностью «гасила» свет в республике на несколько часов, крымские власти назвали это «вражеским терактом», но, скорее всего, аварийные ситуации связаны с развалом энергосистемы самой Украины — так же отключаются и другие регионы страны.

Но настоящая блокада Крыма началась после введения европейских и американских санкций в отношении полуострова осенью и зимой 2014 года. Теперь зарубежным компаниям, не смеющим перечить ЕС и США, запрещается любое взаимодействие с Крымом: инвестиции, торговля, покупка недвижимости на полуострове. Круизным лайнерам, да и вообще любым судам под флагами стран — участниц ЕС и США и их союзников запрещено посещать порты Крыма, за исключением экстренных случаев. Также нельзя экспортировать определенные товары и технологии крымским предприятиям или для их использования в Крыму. Это касается транспорта, телекоммуникаций, энергетического сектора, разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.

От работы в Крыму отказались международные платёжные системы Visa и MasterCard. Они начали отключать от своих сервисов российские банки, действующие на территории полуострова.

Дошло до смешного — возможно, что Apple, Google и Skype закроют свои сервисы для крымских пользователей в 2015 году.

И только после всего этого 26 декабря Украина решилась на полный запрет пассажирских перевозок в «оккупированный Россией Крым». Удивительно, что этого не случилось раньше.

Автомобильные перевозки в Крым Украина запретила якобы из соображений безопасности (о чём речь, в Мининфраструктуры не пояснили). Похожая формулировка содержится и в сообщении Украинской железной дороги, отменившей все поезда на полуостров с 27-28 декабря. Касается это и грузовых составов. Пассажирские поезда на Крым из Киева, Ковеля, Львова, Днепропетровска, Кривого Рога, Кременчуга (Полтавы), Харькова будут отныне следовать до станции Новоалексеевка. А поезда из Одессы и Хмельницкого будут доходить до станции Херсон. Дальше — пешком по шпалам.

Какие «сюрпризы» принесёт 2015 год «острову» Крым, остаётся только гадать.

Островом Крым перестанет быть только после инженерного воссоединения с Россией. Мост через Керченский пролив решили строить весной 2014 года после присоединения Республики Крым к Российской Федерации. Он соединит косу Тузла с Керченским полуостровом, его длина 19 км. Стоимость строительства, по разным оценкам, может составить от 283 до 376,5 млрд рублей (посчитано до подорожания доллара). А в августе начались работы, об этом на рабочей встрече с президентом России Владимиром Путиным рассказал министр транспорта Максим Соколов. Однако до сих пор ведутся споры — мост через пролив или тоннель по дну моря? «Без проекта составить смету и так невозможно», — сказал 23 декабря на итоговой пресс-конференции глава Крыма Сергей Аксёнов, намекая, что и проекта до сих пор нет, и добавил: «Есть юридические нормативы, которые говорят о том, что строительство моста нам придется согласовывать с Украиной, поскольку это зона общего судоходства. Азовское море используется совместно». То есть к концу года вспомнили про Женевскую конвенцию.

Сдача моста или тоннеля запланирована на 2018 год. Но не могут не возникать сомнения: мост при такой блокаде Крыма Украина не согласует, а прокладку тоннеля по дну Азовского моря Россия самостоятельно может не осилить — потребуются зарубежные технологии и оборудование, на передачу которых наложены американо-европейские санкции.

Поэтому в 2015 году «остров» Крым планирует развивать аэропорты в Симферополе, Севастополе и Евпатории для авиасообщения с материковой Россией, будет увеличивать количество причалов Керченской паромной переправы, а там — как карта ляжет.

Влад Осипов