Мир празднует Рождество. Крайними точками торжеств стали два региона — Европа и Ближний Восток, которые, воспользуемся сравнением великого британского романтика XX века Гилберта Кийта Честертона, представляют собой сегодня антитезу Шара и Креста. Ближний Восток в огне религиозных конфликтов, о чем не устают повторять папа римский Франциск, ближневосточные православные и католические патриархи, иные государственные деятели. Но за этим — человеческие страсти и эмоции, рождающаяся новая геополитическая реальность, восставшие из древней истории силы и энергии. Побывавшие на днях в Ираке и Ливане с визитом австралийские епископы увидели, что именно здесь «снова возрождается Христос». Как отмечает архиепископ Хобарта Юлиан Портеус: «Многие люди, которых мы встретили, говорили нам — мы потеряли наши дома, наши земли, наши рабочие места, все наше имущество, но мы не потеряли нашу веру».

Накануне апостольские нунции Святого престола на Ближнем Востоке рассказали Radio Vaticana, в каких условиях местные христиане будут праздновать Рождество. По словам архиепископа Марио Зенари, уже четвертый год для сирийцев торжества омрачены войной. Во многих областях страны невозможно продемонстрировать радость от Рождества публично, с радостным звоном колоколов и уличными украшениями. Однако вместе с тем, говорил посол, мы видим, что все больше и больше людей «с великой верой» приходят в храмы, поскольку «надежда никогда не подводит». Чтение строк из Евангелия, посвященных обстоятельствам рождения Господа, как никогда ярко сопоставляется с реалиями жизни христиан-иракцев, замечает архиепископ Джорджио Лингва. Первое, что приходит на ум, когда думаешь о Рождестве в Ираке в этом году, является евангельская фраза об отсутствии места в гостинице для Святого Семейства, говорит монсеньор. К сожалению, семьи иракцев-христиан сталкиваются с этим в повседневности: для них нет места в домах, улицах, деревнях, даже в их стране. Но эти люди знают, что Бог с ними, несмотря на все происходящее.

Призыв к миру доносится со Святой земли. «Бог собрал здесь последователей трех религий и призывает их жить в гармонии, — заявил Латинский патриарх Иерусалима Фуад Туаль. — Никакая сила не может отрицать память начатого Богом на этой земле». О необходимости присутствия христианства в Палестине в своем Рождественском послании говорит президент автономии Махмуд Аббас. Он видит в христианах не меньшинство, но «неотъемлемую часть палестинской нации». Как заключает Аббас, «все, чего я хочу от Рождества, — справедливости». Поддержку христианам Израиля и всего мира пообещал в специальном телеобращении премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. Для христианских общин на Ближнем Востоке насилие, преследование и страх сегодня, увы, «хлеб насущный», единственным исключением стал Израиль, где существует «священный принцип» свободы вероисповедания, подчеркнул премьер.

Нынешнее положение Церкви, считает австрийский кардинал Кристоф Шенборн, показывает, что светский мир не такой нерелигиозный, как предполагалось ранее. Впрочем, монсеньор в светском обществе видит положительные стороны — оно, полагает кардинал, предполагает «большее открытое пространство, если хотите, рынок идей», чем то, где Церковь является государственным институтом. Но это противопоставление неактуально, поскольку в Европе христианская община сталкивается с другими вызовами. Когда лондонская католическая газета Catholic Herald жалуется на придирки британских атеистов, которых раздражает активное празднование Рождества, можно только порадоваться, что эта реакция есть. В наши дни вовсе не атеист (тем более не иноверец) главный враг европейского христианина. Атеист отрицает Бога, но в его картине мира Он хотя бы есть. Страшнее обывательское равнодушие, эпидемия секуляризма, которая выдавливает христианство из общественного пространства не в силу противостояния вере, а лишь потому, что вера мешает, среди прочего, напоминая о великих временах и славных свершениях.

Европа охладела до состояния «чуть теплого». На ее фоне куда больший христианский дух и пылкость исповедуют даже Соединенные Штаты Америки. Можно сколько угодно смеяться над американским президентом Джорджем Бушем, которому разбомбить Ирак «приказал Бог». Однако максимум, на что бы решился какой-либо европейский лидер в подобной ситуации, так это сослаться на «общественное мнение» или маловразумительные «демократические ценности». Когда немецкий епископат критикует рост ксенофобии в стране по отношению к иммигрантам, осуждает массовые выступления сторонников движения Pegida («Патриотичные европейцы против исламизации Запада»), то руководствуется не просто идеями «терпимости» и «толерантности». Потому, что этот протест против исламизации Запада выступает под знаменами секуляризма, за ним стоит лишь желание сохранить массовую потребительскую культуру. Но что, если бы Pegida шагала не под лозунгом «Нет религиозному фанатизму», а с христианскими знаменами и хоругвями под звон церковных колоколов? С фанатизмом, но фанатизмом христианским? Что если бы этот новый локальный «крестовый поход» разбудил Европу, которая забыла о своих христианских корнях, стала смоковницей бесплодной?

Без корней сохнет все дерево. Церковные институты — не исключение. Многих удивила недавняя необычно резкая речь папы римского Франциска, обращенная к Римской курии. Понтифик обрушил на головы прелатов и куриальных чиновников обвинения в пятнадцати грехах. И Ватикан вздрогнул. Как выразился в интервью Vatican insider бывший губернатор града-государства кардинал Джованни Лайоло, «откровенно говоря, никогда не было такого, что произошло», поскольку все ватиканские жители ожидали от Франциска простого, «отчетно-выборного» перечисления значимых событий года. Однако что есть Ватикан? Стены, бумаги и драгоценности. Что есть Святой престол? Люди. Стены врастают в землю, а люди поднимаются с насиженного места и идут вперед, руководствуясь идеей. Церковь основана на камне, но камень этот — апостол Петр, покинувший Иерусалим ради Рима. Христос сегодня снова возрождается, возрождается на Ближнем Востоке. Вернется ли туда к нему Церковь? Все в руках Божьих.