23 декабря в компании «Галс-Девелопмент» заявили об окончании реконструкции «Центрального Детского магазина на Лубянке» (ЦДМ) и пригласили столичных журналистов осмотреть объект. Несмотря на многочисленные опасения москвичей, внутренние и внешние элементы убранства здания в процессе реконструкции и приспособления постарались либо сохранить в первозданном виде, либо, где это невозможно, тщательно воспроизвести по чертежам 1957 года. А вот принцип наполнения торговых площадей существенно изменился. Якорных арендаторов, а на данный момент их уже 5, выбирают на основе тендера, что уже сказалось на доступности данной площадки для отечественных брендов и, вероятно, скажется и на общей ценовой политике главного детского магазина страны, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

С момента начала реконструкции ЦДМ прошло 3,5 года. А до этого он несколько лет простоял в закрытом состоянии, теряя уникальные архитектурные элементы из-за многочисленных актов вандализма и общего пренебрежения. Так, например, сильно пострадали знаменитые дубовые перила, мраморные балясины и бронзовые торшеры главного атриума здания, которые за ненадобностью просто бросили на полу. По словам президента «Галс-Девелопмент» Сергея Калинина, для того, чтобы вернуть магазину первоначальный облик, пришлось приложить огромные усилия. Тем не менее, это удалось. Руководить проектом реконструкции предложили известному архитектору Павлу Андрееву («Моспроект-2»), который ранее уже участвовал в реконструкции Большого театра и в течение четырех лет выполнял функции главного архитектора ГУМа. Также к восстановлению здания подключили большое количество талантливых художников и архитекторов города, которым удалось за 30 месяцев вернуть уникальный облик ЦДМ, подчеркнул Калинин. «Когда мы замышляли это здание, его реставрацию и реконструкцию, мы считали, что недостаточно просто начинить здание современными технологиями, а необходимо создать что-то вечное, на которое будут смотреть наши дети, внуки, и оно останется таким же, каким его и замышляли», — заявил на презентации глава компании.

Помимо непосредственно реконструкции, велись работы по приспособлению магазина к современным условиям. Ранее торговые залы занимали порядка 18 тыс. м кв от общей площади магазина. Сейчас общую площадь увеличили с 58 тыс. м кв до 72 тыс. м кв, причем под магазины отдано порядка 34,5 тыс. м кв. Как пояснил управляющий строительного проекта ЦДМ Иван Виноградов, все изменения, которым подверглось здание, укладываются в рамки концепции его создателя — архитектора Алексея Душкина, чьи чертежи использовали при проектировании. Теперь Детский мир выглядит следующим образом. На первом этаже семиэтажного здания расположен центральный атриум, который полностью повторяет изначальный проект — он воссоздан в том же месте и в прежних габаритах. Также полностью сохранена и отреставрирована балюстрада. «Мы особое внимание уделили реставрации тех предметов интерьера, которые здесь находились раньше, в частности, были отреставрированы торшеры, балясины, перила и входные двери. Многие детали были утрачены и они были докомпонованы, либо доведены до состояния 1957 года. Плюс к этому приспособление, которое сделал для нас Павел Анреев. Это замечательные стены, замечательный арочный ряд, который дополняет внешние фасады и переходит на внутренний фасад. Это решение соединило старый и новый проект в одном и превратило все это в единое целое», — пояснил управляющий. Изменен лишь купол. К началу реконструкции он начинался с третьего этажа здания, а сейчас поднят на уровень седьмого, так как ранее магазин неоднократно достраивался по бокам и, в конечном итоге, купол превратился в чашу для сбора осадков. Теперь стеклянный купол украшают витражи с репродукциями Ивана Билибина. «Наши художники собрали наиболее известные его произведения и из этих репродукций составили ряд, которые мы изобразили в стекле. Это технология, которая раньше не применялась, она абсолютно новая. Керамические краски запекаются между двух стекол, и потом это очень долго может служить», — подчеркнул Виноградов. «Реализовав этот атриум в 7 этажей, мы решили главную торговую задачу — мы связали все этажи. Раньше Детский мир отличался тем, что были большие проблемы с навигацией. Теперь потеряться практически невозможно», — добавил он.

Со стороны атриума на уровне 5 этажа установлен самый большой в мире часовой механизм. Часы разработали на российском заводе «Ракета». Они весят порядка 4,5 тонн, состоят из 5 тыс. деталей и покрыты золотым напылением. Механизм для большей точности дополнен автоматическим устройством завода, синхронизированным с системой ГЛОНАСС. «Для нас это очень важный заказ и ответственная работа… Мы уверены, что эти часы войдут в историю», — заявил на презентации креативный директор «Ракеты» Жак фон Полье.

Всего в ЦДМ сейчас фактически 8 этажей, открытых для посетителей. На минус втором расположили паркинг на 182 машиноместа. Ради него пришлось вырыть отдельный котлован, так как в изначальном проекте парковки не было. Тем не менее, паркинг небольшой, так как иначе пришлось бы разрушить фасады здания, составляющие предмет охраны. На минус первом этаже, ранее занятом складскими помещениями, скоро откроют продуктовый супермаркет «Азбука вкуса». А первый и часть второго этажа займет главный магазин игрушек ЦДМ — британский Hamleys, которому предоставили порядка 7 тыс. кв. м. Это зона без витринного пространства, где «постарались воссоздать изначальную идеологию универмага». Другую часть второго этажа отдали под крупнейший в Москве магазин H'M. 3, 4 и 5 этажи займут стандартные бутики. Тем не менее, в компании постарались «привнести туда различные детские элементы». Например, на четвертом этаже потолки оборудованы металлическими панелями с рисунками детской тематики. Позднее сюда добавится соответствующая засветка. Также на этаже расположен павильон с QR-библиотекой, где дети смогут скачивать книги с помощью мобильных устройств. Кроме того, все коридоры магазина оборудованы сенсорными экранами, там представлены всевозможные интерактивные развлекательные продукты и программы, есть Wi-Fi. Пятый этаж магазина уже полностью посвящен развлекательной тематике, в частности одну из торговых площадей уже отдали детскому городу профессий «КидБург» и выставочному центру, который в 2015 году представит известную экспозицию «Динопарк». А на шестом этаже расположат ресторанный дворик на 600 посадочных мест для 14 производителей фастфуда и огромный ресторан с панорамный видом на Лубянскую площадь. Отдельно стоит отметить убранство этажа. Он дополнен небольшим стеклянным куполом с витражами, выполненными по работам московского периода известного отечественного авангардиста Аристарха Лентулова. В схожей тематике выполнены колонны и мезонин, на котором также расположат столы кафетериев. Что касается общей концепции этажа, то архитекторы заявляют о «космической тематике», поддержать которую должны панели на стенах, отделка лобби в форме орбитальной станции и мощная засветка. Космическую тематику обещал поддержать и арендатор другой части этажа — кинотеатр «Формула кино». Седьмой этаж займет «Музей Детства», для которого в ходе всероссийской акции в 2013 г. собрали свыше 1 тыс. уникальных игрушек. Также в «Галс-Девелопмент» обещают, что для посещений откроют прогулочную площадку, на которую можно попасть с седьмого этажа магазина. Стоит отметить и 22 новых эскалатора, стеклянные лифты, новейшую систему пожарной безопасности и приспособления для создания безбарьерной среды. Общая стоимость строительно-монтажных работ по проекту составляет порядка 8 млрд рублей.

В целом, красота отделки и масштабы обновленного магазина впечатляют. О качестве реставрационных работ заявили практически все приглашенные на презентацию эксперты. И действительно, если даже мрамор для восстановления части утраченных балясин завозили с того же карьера, что и 60 лет назад… Тем не менее, не исключено, что у москвичей есть все шансы заявить о «совсем не том Детском мире». Дело в якорных арендаторах. Во-первых, в «Центральном Детском магазине на Лубянке», судя по всему, все-таки не будет непосредственно бренда «Детский мир». Новость об этом долгое время не сходит с полос газет и тематических форумов. Ведь при закрытии магазина власти Москвы заявляли, что «Детский мир» покидает ЦДМ лишь на время реставрационных работ. А теперь выясняется, что флагманом ЦДМ будет британский Hamleys, получивший даже большую площадь, чем его главный магазин в Лондоне, а также эксклюзивные права на презентацию новых игрушек. Собственно, под крыло британцев собрались многие небольшие бренды и производители (включая российских), желающие выставляться в Центральном. Как удалось выяснить ИА REGNUM, отсутствие возможности проводить презентации — один из главных моментов, не устроивших «Детский мир». Кроме того, последнему предложили лишь от 700 до 1,5 тыс. кв. м площади. «Мы не думаем, что „Детский мир“ будет тут „якорить“. У них порядка 40 магазинов во всех спальных районах города, они хорошо работают в своей нише. Мы много раз встречались с их руководством, последний раз 3 месяца назад. Предлагали площадь, но не массовую, как Hamleys. Их это не устроило, потому что здесь они не могут представлять игрушки, так как это на эксклюзиве у Hamleys. И так им не очень интересно работать», — пояснила управляющая торгового комплекса Мария Шулутко.

Также не очень ясно, почему на минус первом этаже комплекса расположен совсем не детский продуктовый супермаркет «Азбука вкуса». По словам представителей собственника ЦДМ, данный арендатор обязался расширить линейку детских продуктов и оформит свой магазин в соответствующем стиле. Кроме того, у «Азбуки вкуса» будет отдельный вход, так что супермаркет не нарушит общей концепции Центрального Детского магазина. Третий якорный арендатор — бренд H'M, представит в ЦДМ эксклюзивную линию одежды, отличающуюся от обычной линейки марки. Из всего вышеперечисленного можно сделать выводы о примерной ценовой политике комплекса. Скорее всего, он займет нишу «выше среднего». По крайней мере, на такие мысли наводит еще один интересный факт — всех вышеперечисленных якорных арендаторов отбирали на основе проведенных тендеров. Правда, по словам Марии Шулутко, тендеры касались не только цены. «Когда мы начинали проект и приглашали арендаторов, у нас было по несколько претендентов на каждую площадку. Поэтому некоторое подобие тендера действительно было, но он был не исключительно ценовой, он был и ценовой и концептуальный. Мы не всегда делали выбор в пользу цены», — отметила она. В частности, собственники отметили особую инновационную концепцию выкладки товара, которую продемонстрировал Hamleys. Что же касается «Азбуки вкуса», то они просто «сделали лучшее предложение». Сами арендаторы, в свою очередь, жалуются на то, что собственники «тормозят» проект, отказывая в открытии. В «Галс-Девелопмент» отвечают, что магазин откроется примерно к февралю 2015 года, когда заключат контракты с не менее чем 85% арендаторов, и последние сделают необходимый им ремонт. В общем, москвичам осталось лишь немного подождать, а после сделать собственные выводы.