Посол России в Черногории Андрей Нестеренко прокомментировал черногорскому изданию «Победа» состояние российско-черногорских отношений.

Нестеренко в первую очередь напомнил, что отношения двух стран насчитывают более 300 лет. В этом году, по его словам, проводятся консультации по линии внешнеполитических ведомств, поддерживаются связи между посольствами.

Однако посол РФ отметил, что российская сторона с сожалением восприняла известие о том, что Черногория присоединилась с антироссийским санкциям ЕС. «Мы не поняли причины такого решения, поскольку Черногория еще не является членом ЕС. Кроме того, по информации, которая поступала из самого Европейского союза, Черногория не была обязана присоединяться к этим санкциям», — отметил Нестеренко. Он напомнил, что Турция и Сербия — страны-кандидаты на вступление в ЕС — смогли удержаться от этого шага.

«Должен сказать, что язык санкций никогда не приводил к решению проблем — сейчас даже, вы знаете, пересматривается эмбарго в отношении Кубы. Что касается наших двусторонних отношений, то если уж встал вопрос о ситуации на Украине и санкциях, то, наверное, было бы честно и по-дружески, если бы черногорские партнеры обсудили этот вопрос с нами», — отметил посол.

Относительно запрета на импорт мяса черногорских компаний, Нестеренко сказал, что это не политический вопрос, и он не имеет отношения к санкциям. Андрей Нестеренко подробно прокомментировал и активное стремление Черногории вступить в НАТО в 2015 году. В СМИ страны сейчас идет активная кампания, разъясняющая населению преимущества этого шага.

Посол отметил, что России хорошо известно об этих планах и напомнил об обещании НАТО во время объединения Германии о том, что расширения альянса не произойдет. Однако Болгария и Румыния уже вступили в НАТО.

«В ходе встреч руководства России и Черногории, мы неоднократно обращали внимание черногорских партнеров на то, что в НАТО как и в любой другой организации есть свои жесткие правила, которые каждый член — хочешь не хочешь — должен соблюдать. В данном случае это, например, размещение т.н. противоракетного щита на территории стран-членов. Только неясно, от кого этот щит? Другой аспект: если, скажем, на территории Черногории потребуется разместить наступательные вооружения, которые по своей дальности будут добивать до России? Вы что, сможете отказаться от этого? И как, по-Вашему, Россия должна будет реагировать на это?», — отметил посол России в Черногории.

Нестеренко еще напомнил и о том, какую демократию НАТО привнесла в Ирак, Ливию, Сирию. Он не согласился и с тезисом о том, что для Черногории НАТО — это единственно возможный путь развития: «НАТО — не футбольная команда, в которую можно попасть только потому, что умеешь хорошо играть. Это очень серьезная военно-политическая организация. Еще раз подчеркну — мы не понимаем, от кого хотят защищаться страны, входящие в НАТО. Для нас НАТО — это пережиток холодной войны, а не механизм, который решает насущные проблемы в мире».