Экс-глава Центра госязыка: Признание православного Рождества укрепило бы последствия оккупации в Латвии

Рига, 24 декабря 2014, 11:43 — REGNUM  Бывшая глава Центра госязыка Латвии, экс-парламентарий Дзинтра Хирша заявила на страницах издания Latvijas Avīze, что рассматриваемая ныне в Сейме инициатива о придании Рождеству православных и старообрядцев официального статуса работает на раскол государства.

Она написала: «Латыши поддерживают православное Рождество. Как известно, Европа, в том числе и Латвия, с 1919 года стали жить по григорианскому календарю. В 1936 году, когда Латвийская Православная церковь стала независимой от Москвы, местные православные начали праздновать Рождество в один день со всеми остальными христианами Латвии. Однако в 1941 году Латвийская Православная церковь опять присоединилась к РПЦ, а ее митрополитом был назначен агент ЧК Воскресенский Дмитрий Николаевич — отец Сергий (отметим, что в период войны отец Сергий остался в оккупированной гитлеровцами Прибалтике и был убит нацистами 29 апреля 1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас — прим. ИА REGNUM). В связи с этим, если бы сейчас Сейм утвердил православное Рождество выходным днем, то он укрепил бы последствия от оккупации», — пишет Хирша.

По мнению Хирши, Россия использует тему православного Рождества для укрепления своей «мягкой власти»: «Инструмент „мягкой власти“ активно используется. При этом еще оппоненты не стыдятся упрекать нас в том, что мы бессердечные люди и не даем им выходного 7 января. Не даем ключей от своего дома и желаем ликвидировать хоть маленькую часть последствий оккупации!».

Публицист русской общины Латвии Александр Вертер так прокомментировал заявления Дзинтры Хирши: «Смотрите, как интересно получается: вот вроде в Латвийской Республике и храмы православные открывают, и священников на всяческие мероприятия приглашают, почему же с Рождеством такой косяк? Народ не врубается, потому что, как я уже не раз подчёркивал, упорно не желает понимать психологию противной стороны. Пожалуйста, тётушка Хирша в очередной раз со своей колокольни всё доходчиво изложила. Сейчас я её дополню. Для начала немного истории. Откуда взялось Рождество 7 января? Правильно — до Октябрьской революции Россия жила по старому, Юлианскому календарю, и отставала от остального мира, жившего по Григорианскому, на две недели (насколько такое положение вещей нелепо, можно судить по тому, что световой день начинал убывать уже в самом начале июня). „Кровавые жидо-большевики“, придя к власти, недолго думая решили подогнать русский календарь к общемировому, что и было сделано в 1918 году. Однако Русская Православная Церковь решила на новый календарь не переходить, и поэтому даты всех церковных праздников были смещены (в частности, из старого дня Рождества 25 декабря праздник перекочевал на 7 января)».

«Также следует заметить, что не все поместные православные церкви отмечают Рождество 7 января. „Лишь“ Русская, Сербская, Грузинская Церкви, а также Иерусалимский Патриархат и монахи св. горы Афон живут по Юлианскому календарю, остальные поместные православные церкви отмечают праздники совместно с другими христианскими конфессиями (слово „лишь“ я написал в кавычках, ибо перечисленные мной поместные православные церкви составляют более 80% всего православного миры). Итак, далее. В довоенной республике латвийское православие, как составная часть Русской Православной Церкви, также осталось жить по Юлианскому календарю. Исключение, и то только для Рождества, было сделано лишь для латышских приходов (в 20-ых годах соответствующую просьбу местного духовенства удовлетворил патриарх Тихон). Однако, в 1936 году латвийское православие под нажимом диктатора Ульманиса было переведено под окормление Константинопольского Патриархата (который, кстати говоря, уже тогда контролировался британскими и американскими спецслужбами). Вследствие этого шага, с 1936 года православные Латвии стали жить по календарю Григорианскому, по которому живёт Константинопольский патриархат, и лишь с восстановлением Советской власти вся церковная жизнь вернулась к старому календарю», — пишет Александр Вертер.

«Тут и кроются корни неприятия нынешним режимом даты 7 января — режим „пляшет“ от двоенной ЛР, а раз при кончине её православное Рождество приходилось на 25 декабря, значит и сейчас оно должно быть на том же месте. В своих заметках я постоянно говорю о том, что главная идеология правящего режима ЛР — антисоветизм, антисоветизм и ещё раз антисоветизм. Как видим, антисоветизм проявился даже здесь, в истории с православным, а точнее с советским Рождеством. Большинство же у нас не желает вникать в суть проблемы и до сих пор пытается „троллить“ правящий режим Красными Стрелками, да памятниками Ленину „который дал им независимость“, надеясь своими личными фантазиями и исторической безграмотностью заставить латышских националистов почувствовать личный дискомфорт. В общем, это, конечно, право каждого, только вот не надо думать, что соперник глупее вас. Соперник весьма неглуп, а его идеология, выверена до мельчайших деталей и работает как часы», — заключает публицист.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.