Следующий год для предприятия СевРАО будет проще, хотя объема работы будет больше. В губе Андреева продолжится рутинная работа, выполненная разгрузка и разрезка технического судна «Володарский» — это успех, а проделанная в Гремихе работа вызывает восторг, прокомментировал директор северного филиала ФГУП РосРАО Валерий Пантелеев итоги работы предприятия. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 24 декабря.

«Главная, с моей точки зрения, это работа, которая была сделана в Гремихе», — рассказал директор СевРАО на пресс-конференции. В Гремихе в 2010 году специалистам СевРАО удалось изъять из аварийного реактора с жидкометаллическим теплоносителем активную зону. 19 сотрудников и 6 человек-контр-агентов за эту работу получили государственные награды, отметил Валерий Пантелеев.

«Вот после этого мы „замахнулись“ на самую сложную работу, которая могла быть сделана нашим предприятием — разобрать эту аварийную зону, извлеченную нами в 2010 году. Было очень тяжело, поскольку уровни радиационного воздействия были огромные. Первая задача состояла в том, чтобы сделать безопасно. Вторая — закончить работу, начатую 4-5 лет назад. Планировалось, что мы ее сделаем за полтора-два месяца, но из-за проблем, которые мы не предполагали, затянулась на полгода. Переоблучения персонала не было, аварийных ситуаций тоже. Много было шуму из ничего, но это не соответствует действительности», — рассказал Валерий Пантелеев.

В скором времени, по словам директора предприятия, в ближайшем будущем кассеты будут переданы на производственное объединение «Маяк» для последующей переработки.

Валерий Пантелеев пояснил, что изначально было неизвестно, что делать с такого рода отходами (в Гремихе таких зон 10). «Первоначально было принято решение, заключен договор с Италией об изготовлении 10 контейнеров для перевозки вот этих вот зон. Дальше предполагалось в Димитровграде построить сначала хранилище, где бы они расположились на длительное хранение, пока наука не придумает, что с этими зонами делать. После чего построить там горячую камеру, в которой они будут разбираться. После этого они должны поступить на переработку». Стоимость этого варианта обращения с такого рода отходами варьируется от 5 до 15 миллиардов рублей. В итоге процедура обошлась в 120-130 миллионов рублей, отметил Валерий Пантелеев. Помимо экономии, директор предприятия обратил внимание, что сотрудники получили ценный опыт обращения с реакторами с жидкометаллическими носителями, что пригодится в дальнейшем, в том числе при утилизации АПЛ К-27.

Важная работа происходила и на Сайда-губе, отметил директор СевРАО. «В прошлом году был поставлен „Володарский“ — это техническое судно атомного флота, на котором сосредоточено большое количество твердых радиоактивных отходов. Задача была выгрузить ТРО, разместить на площадке для дальнейшей переработки в Сайде после того, как комплекс (центр долговременного хранения и кондиционирования радиоактивных отходов — прим. ИА REGNUM) будет введен в эксплуатацию, а сам корабль — разрезать. Для упаковок ТРО с высокой активностью, которые сейчас не подлежат выгрузке, изготовить упаковки и поставить на штатные места, через 70 лет — период естественного распада — уровень радиации ТРО придет в норму, а дальше разделать оставшиеся упаковки для дальнейшего использования металла», — рассказал Валерий Пантелеев. По его словам, поставленная задача выполнена, и «где-то сегодня-завтра» вторая упаковка будет поставлена на штатные места.

Помимо этого, продолжились работы по установке на площадку в Сайда-губе реакторных блоков утилизированных АПЛ. Предприятие получило право самим производить одноотсечные блоки — ранее этим мог заниматься только завод «Нерпа». На данный момент 62 блока утилизированных АПЛ стоят на хранении на штатном месте, 7 блоков, поставленных «Нерпой», тоже вскоре займут свое место. Около 70 из 120 мест, на которые рассчитана площадка Сайда-губы, уже заняты, подсчитал директор СевРАО. «Еще 6-7 лет назад у нас эти 69 блоков, в которых находятся корпуса реакторов с загруженными средней, высокой и низкой активности ТРО, были на плаву. Хоть и маленькая, но угроза затопления была — их могло оторвать ветром от причала и унести в Кольский залив и дальше. Теперь считайте, что больше чем половина имеющихся на Севере блоков стоят на берегу», — прокомментировал Валерий Пантелеев.

В следующем году в планах предприятия вывезти эшелон ядерного топлива с губы Андреева — продолжить начатую «рутинную» работу, но уже извлекая топливо из хранилищ подземных. В Сайда-губе, по прогнозам руководителя, к середине следующего будет введен в эксплуатацию комплекс по изготовлению одноотсечных блоков. Вместе с этим продолжится поднятие блоков АПЛ с воды. Специалисты Гремихи, по планам, должны будут разобрать еще одну активную зону аварийного реактора с жидкометаллическим теплоносителем.

«Работы по ликвидации наследия холодной войны, связанные с выводом из эксплуатации атомного флота, перешли за экватор», — считает академик РАН, специалист по атомной энергетике Ашот Саркисов. «Много подводных лодок утилизировано — осталось 4 из почти 200. Для переработки на „Маяк“ вывезено практически все топливо из Гремихи. Активно ведутся работы в губе Андреева, заметные подвижки происходят с судном „Лепсе“. Все работы, что связаны с утилизацией атомного флота, проходят успешно, и это огромный вклад в обеспечение ядерной и радиационной безопасности», — отметил эксперт. Однако вместе с этим, пояснил он, мы не должны забывать о большом ядерном и радиационным потенциале, который находится на арктическом дне, особенно восточнее Новой Земли. «Кроме твердых радиоактивных отходов там находятся еще и целые активные зоны реакторных отсеков. Это подводные лодки К-27 и К-159, которые, между прочим, затоплены в зоне рыболовства и будущей добыче углеводородов. Это „добро“, это наследие, оставлено за скобками. У меня такая ситуация вызывает большое беспокойство. Я считаю, что уже настало время провести пересмотр мастер-плана, согласно которому происходит ликвидация наследия, определить приоритеты и переходить к каким-то начальным работам в этом направлении», — рассказал эксперт.

Президент Арктической академии наук Валерий Митько, оценивая итоги работ по повышению ядерной и радиационной безопасности Арктики, выразил мнение, что мероприятий, кардинально изменивших ситуацию в регионе, не было. «Этот год был не самым простым с точки зрения политической ситуации, вспомним хотя бы санкции. Многие программы были при поддержке зарубежных партнеров. Сотрудничество, конечно, продолжается, но насколько оно эффективно на деле, а не на словах?», — отметил эксперт. Валерий Митько напомнил, что несмотря на проводимую работу, многие проблемы остаются без внимания. «Вдоль Северного морского пути стоят РИТЭГи (радиоизотопные термоэлектрические генераторы — прим. ИА REGNUM), которые остались там с советских времен, вокруг Новой Земли лежат контейнеры с отходами, их никто не вывозит», — привел пример он.