Вечером, 19 декабря, после концерта в фольклорном центре Людмилы Рюминой на жену и семилетнюю дочку политолога, генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова едва не наехал джип жены высокопоставленного чиновника. Водитель скрылся, не извинившись А днем — за несколько минут на штраф-стоянку угодил его автомобиль. И хотя сам Орлов два этих инцидента не связывает, объединяющий момент — хамство на дорогах в отношении рядовых участников движения.

Дмитрий Орлов: «Чтобы мне навредить специально, могли б нанять неизвестного на угнанной машине»

Известие о том, что на семилетнюю дочку политолога Дмитрия Орлова во дворе фольклорного центра Людмилы Рюминой едва не наехал джип BMW X3, а водитель даже не захотел извиниться и не прекратил движение — возмутило многих. Ведь на их месте мог оказаться любой родитель с ребенком. Вскоре выяснилось, что машина — персональная, и встречала жену — Алексея Артемова — главы Департамента науки промышленной политики и предпринимательства — Ирину, и ее дочку, также занимавшуюся в этом же фольклорном центре. Как же события происходили на самом деле? Об этом ИА REGNUM выяснил у самого Дмитрия Орлова.

Дмитрий, как себя чувствует ваша дочка?

Нормально, хотя у нее был стресс.

Ее жизни угрожала серьезная опасность?

Машина проехала в опасной близости от дочки. Она это поняла, но даже не успела испугаться. В принципе, история достаточно банальная. Было уже темно, около девяти вечера. Из центра после окончания концерта вышла толпа родителей с детьми. Моя дочка — тоже, она была утомленная после выступления, но — в хорошем настроении, с цветами и подарками. Внезапно прямо на толпу выскочил джип. Хотя сначала должен был пропустить людей, а потом уже двигаться. Между тем, по правилам дорожного движения приоритет в таком случае у пешеходов. Следовательно, водитель их и должен был пропустить. Жена моя закричала: «Прекратите двигаться!» Места там было мало, водитель не мог просто так объехать толпу. Но движения не прекратил. Жена вышла вперед и попыталась сфотографировать номер машины, тогда водитель остановился, выскочил из машины, попробовал набросить куртку на номера. В это время я уже бежал к ним через двор. Водитель сел обратно в машину и уехал, даже не извинившись. Вероятно, скрылся где-то в соседнем дворе.

Справка: 17.1. ПДД: В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

Значит, женщины в машине еще не было.

Она подошла позже, разговаривала по мобильнику. Начался крик. Извиниться она так и не подумала, а жене заявила, чтоб та не вздумала обращаться в ГИБДД, у нее широкие административные возможности, и из этого все равно ничего не выйдет. И уверяла, что машина все равно зарегистрирована на третьих лиц. При этом было видно, что у нее нет ни малейшего сожаления из-за этого инцидента, никаких угрызений совести. Вела она себя весьма уверенно, я бы не сказал, что она на взводе. Она ушла, названивая мужу и водителю, я попытался ее догнать, но у меня ничего не вышло. Позже, я выяснил, чья это машина, вернее, мне подсказали это доброжелатели.

На «трешке» BMW могли ехать и какие-нибудь бандиты. Тем более, с номерами 333. Если бы инцидент случился не с вами, а с рядовым Васей Пупкиным и его детьми, никто б ничего не узнал.

Вероятно, так и было бы, и прошло без каких-то правовых или публичных последствий. Алексей Артемов мне звонил, пытался несколько неловко извиниться, даже приглашал на совместный ужин. Но ни его жена, ни водитель не сделали даже попытки… Поэтому утром в субботу мы подали заявление в ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗАО, где оно и было зарегистрировано. И начальник отдела, и его заместитель — очень адекватные люди. Сначала они предлагали нам пойти на мировую.

Почему же вы этого не сделали? Ведь сам Артемов пробовал извиниться, а его жены во время самого инцидента не было.

Если они проявят благоразумие и извинятся, я заявление заберу. Что же касается жены Артемова, то ситуация тут — имиджевая. Формально — ее не было в момент, когда джип начал движение. Фактически — она оказалась на том месте, где произошел инцидент и должна была извиниться. Я думаю, что в данном случае должен очень жестко соблюдаться порядок, установленный ГИБДД для всех участников движения. И уж с публичных людей здесь — особый спрос. Если родственница чиновника делает такое заявление, это — отягчающее обстоятельство и такие же последствия. Я полагаю, что это — свидетельство неадекватности. Избежать его можно было самым простым путем — опустить стекло со стороны водителя и сказать: «Я еду, пропустите меня, пожалуйста!» Публика после концерта была настроена вполне доброжелательно, думаю, люди расступились бы…

Следовательно, свидетелей этого инцидента полно?

Конечно, народу было достаточно, но проверять этот факт будет уже ДПС, это — их обязанность.

Эвакуация на откуп?

Утром в пятницу вашу машину увозит эвакуатор, а вечером — наезжают на дочь и жену. И уже с утра в субботу вам приходит «привет» от судебных приставов о том, что возбуждено исполнительное производство за неуплату штрафов. При этом совсем недавно вы раскритиковали Дептранс. Совпадения ложатся слишком кучно.

Я не связываю эти события, мне никто не угрожал. Да, днем из Братеева эвакуировали машину моего водителя, который заехал за моей мамой, которая должна была ехать на этот же концерт в центр Людмилы Рюминой. Водитель остановился напротив супермаркета «Лента», зашел купить воды, вышел, а машины уже нет. В результате мама поехала вместе с другими нашими знакомыми. Но если бы кто-то взялся мне мстить, то вряд ли использовал для этого автомобиль жены публичного лица. Скорее всего, наняли бы неизвестного, и машина была бы в угоне… Что касается штрафов, то их с 24 июля накопилось 4 штуки, а объявляют мне об этом лишь теперь. Если говорить про эвакуатор, то, возможно, мой водитель остановился не за 500 метров до пешеходного перехода, а за 300. Но фотографий с места нам не присылали, и это — повод для штрафа в 3500 рублей, а не для эвакуации за 7140. Я считаю, это — незаконно и необоснованно, но уже оплатил за нее, и спорить не буду. А вот история с дочерью будет доведена до конца.

* * *

Ситуация, сложившаяся вокруг Дмитрия Орлова, словно зеркало нашей дорожной действительности отражает массу неприглядных сторон в положении человека на дороге — будь то — пассажир или пешеход. Если бы ситуация проходила в США, то рядом с толпой детей и родителей, мимо которых гордо продефилировал чиновный джип, уже, словно из-под земли вырос адвокат, почуявший перспективу наивыгоднейшего для него и будущих клиентов судебного решения. Он бы немедля опросил всех свидетелей, сфотографировал бы их документы, и, возможно, уговорил бы подать в суд еще парочку родителей, почувствовавших себя пострадавшими. Далее — в ход пошли бы невыносимые моральные мучения, стрессы и кошмары, не дававшие ребенку спать ночами и наносящие вред психическому здоровью (вот справка от семейного психолога!), и интервью в центральные издания о ходе процесса.

У нас же ничего подобного не происходит. Максимальный штраф, на который может рассчитывать персональный водитель — 2500 рублей за нарушение ПДД. И все-таки, Орлов прав, что не спускает это дело на тормозах, хотя право у нас и не является прецедентным, дело, когда коса нашла на камень, может многому научить привыкших к безнаказанности шишек разнообразного калибра. Но стоит вспомнить и о его конфликте с Дептрансом. Орлов еще до того, как в силу вошли эвакуаторы, начал критиковать саму идею платной, негосударственной эвакуации, пусть и в целях улучшения ситуации на дорогах. Он же был инициатором создания рабочей группы по парковкам, когда начинался эксперимент в центре города. И во многом он был прав.

— Когда Владимир Путин сказал, что у нас отсутствуют механизмы диалогов с москвичами, я действительно высказал часть публичных претензий. Это было две недели назад, — поясняет Дмитрий Орлов. — Но касались они и коммуникаций со здравоохранением, и парковок. Сейчас этот диалог касается только коммуникаций с активным гражданином, который пишет о конкретной проблеме. И в этой части он работает. Часть моей речи была посвящена тому, что эвакуаторы не отвечают общественным интересам. По идее, они должны способствовать улучшению движения в Москве. А на самом деле, у них цель — повышение прибыли, и общественный интерес вступает в противоречие с интересами этих фирм. Один из лидеров таксистского профсоюза недаром сказал, что эвакуаторы берут того, кого легко и выгодно схватить. У них ведь есть план, по количеству эвакуированных автомобилей. Кроме того, штраф зависит и от размера двигателя. То есть, эвакуировать автомобиль должно быть легко технологически, чтобы он стоял один, не зажатый другими машинами, чтобы был — крупный, чтобы было выгодно по деньгам. Например, мой автомобиль в Братеево стоял совершенно одиноко, на улице, где никогда нет активного движения, и уж точно никому не мешал. Я считаю, что компании, которые занимаются эвакуацией, должны быть государственными, и не завязанными на плане и прибыли. В противном случае получается, что эвакуацию этим фирмам отдали на откуп, как в 15-16 веке. И, не взирая на новую технику, с помощью которой это делается, этот способ — архаичный. Один их самых архаичных на Руси.

Непонятно и другое: почему информацию о штрафах ГИБДД водители теперь получают исключительно по интернету? Как быть, например, московским пенсионерам-водителям, живущим на даче в Подмосковье? Почему их никто не берется извещать. И почему даже имеющие постоянный доступ к Интернету водители обязаны смотреть свои штрафы в двух местах — в базе ГИБДД и у судебных приставов, дабы узнавать, не возбуждено ли на них исполнительное производство?