Псковский губернатор о бюджете-2015: Наша общая установка — максимальная бережливость

Псков, 22 декабря 2014, 12:56 — REGNUM  В Псковской области завершается процесс формирования бюджета на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов. Главный финансовый документ региона уже прошёл публичные слушания и первое чтение в Псковском областном Собрании депутатов. Об основных тенденциях бюджетной политики региона в интервью ИА REGNUM рассказал губернатор Псковской области Андрей Турчак.

ИА REGNUM: Андрей Анатольевич, насколько серьёзно Псковской области придётся «затянуть пояса» в наступающем году?

Наш бюджет, как и бюджеты многих регионов, ощущает негативные воздействия. Выпадающие доходы по этому году составляют: по налогу на имущество — 223 млн рублей, по налогу на прибыль — 533 миллионов, по акцизам — 750 млн рублей. В этой связи при разработке бюджета на 2015 год мы ставили перед собой две стратегические задачи. Первое — пересмотреть наши расходы, выявить неэффективные и сократить их. Да, придётся «затянуть пояса», но при условии безусловного сохранения всех социальных обязательств и услуг, предоставляемых населению, выдержать параметры дорожных карт по зарплатам бюджетников. Задача вторая: сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить динамику экономического развития и инвестиционную активность в регионе.

ИА REGNUM: Доходы бюджета Псковской области сократятся? Каковы прогнозы?

Доходы консолидированного бюджета на 2015 год определены в размере 25,7 млрд рублей. Собственные налоговые и неналоговые доходы — 14,8 млрд рублей. Да, доходы бюджета в 2015 году меньше уточненных в текущем году на 5,4 млрд рублей. Это уменьшение произошло за счет снижения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В 2015 году прекращается софинансирование на летнюю оздоровительную кампанию. Не будет субсидии на закупку медицинского оборудования в связи с окончанием сроков действия программы. Уменьшается дотация на сбалансированность бюджета на 930 млн рублей. На 750 млн уменьшаются налоговые доходы из-за снижения ставок акцизов на нефтепродукты.

ИА REGNUM: Что будете делать для компенсации этих потерь?

Нами запланированы точечные шаги по дополнительному наполнению бюджета. Например, минимизация налоговых льгот по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу даст в бюджет 36 млн рублей. Переход на уплату налога на имущество, исходя из новой кадастровой оценки — дополнительно 55 млн рублей. Предполагаем высвободить средства и в результате управленческой реформы.

ИА REGNUM: Это так называемая «филиализация» и сокращение административного аппарата? В чём суть реформы?

Суть — в юридическом процессе объединения, а не закрытии бюджетных учреждений. В объединении с более сильными — с точки зрения оборудования, кадрового потенциала, бюджетного обеспечения. Так, мы создаём медицинские округа. И мы хотим, чтобы пациенты, приезжающие сегодня к узким специалистам в соседний район, не были там чужими и дополнительной обузой. Более того, мы хотим, чтобы бригады врачей сами выезжали в свой филиал и оказывали ранее недоступные для жителей услуги на месте, чтобы внимание к пациентам соседних районов было максимальным. Потому что главный врач в зоне своей ответственности лично будет отвечать за показатели заболеваемости, смертности, процент диспансеризации на всей территории округа.

Эти же подходы применимы и к местному самоуправлению. Чтобы не 60-80% своего бюджета волость тратила на административный аппарат, а этот же процент волостных средств шел на услуг населению. Или для сферы образования. Чтобы для сильной в кадровом смысле гимназии успехи школьников в филиале были также важны, как успехи своих учеников.

ИА REGNUM: Не слишком ли кардинальны такие перемены?

Во-первых, мы не изобретаем велосипед. Мы проходили объединение волостей, во многих районах уже созданы и успешно работают «централизованные бухгалтерии». Маршрутизацию пациентов и взаимодействие учреждений здравоохранения друг с другом мы также выстраивали последние два года. Филиалы школ — также явление для области апробированное и реально работающее. Более того, я бы сказал, что мы отстаем в проведении своих реформ и в сравнении с другими регионами, и в сравнении с нашими соседями. Управленческое звено здравоохранения уже реорганизовано, например, в Великом Новгороде. Кто-нибудь слышал о сокращении врачей или резком снижении качества медуслуг в Новгородской области? Или, например, наши политики любят приводить примеры из Евросоюза, где уж точно «все для людей». Давайте посмотрим на соседнюю Эстонию. Некоторые состоятельные псковички едут за деньги рожать в современный перинатальный центр в Тарту. Но чтобы этот центр появился, была проведена огромная оптимизация больничной сети. Посмотрите на их программы. До 2015 года из 68 больниц в Эстонии должно остаться 19, а число коек сократится с 6,5 тысяч до 3,2. Стандарт доступности стационарной помощи в хваленой Эстонии — 70 км.

ИА REGNUM: А в местном самоуправлении? Высказываются опасения, что в результате укрупнений волостей останутся в «медвежьих углах»

Посмотрите на «благополучную» Финляндию. С 2007 года там реализуется муниципальная реформа, причем с теми же установками, о которых мы говорим сегодня: увеличение доходной части и ресурсной базы муниципалитетов. Только в 2009 году путем слияния там объединились около 60 крупных муниципалитетов. Мы не придумывали новые практики бюджетных экономий и повышения качества услуг, не делаем ничего, что не было бы опробовано в нашем регионе, более того, действуем максимально осторожно. Поверьте мне, нет ни одного района, где бы ни были внесены свои коррективы и предложения. Например, в процессе обсуждений в районах мы приняли решение сохранить самостоятельный статус для всех детских школ искусств нашего региона. Единого лекала для всех не существует. Но общие рамки мы, безусловно, задаём. Наша общая установка, для всех- «максимальная бережливость»! И показывать здесь пример надо и самой областной администрации.

ИА REGNUM: Сокращаете управленческий аппарат?

Свою предельную штатную численность мы уже сократили на 10,5%, или на 148 штатных единиц, в том числе 61 должность государственной службы, включая три ставки заместителей губернатора. И это далеко не предел. Институт регионального развития прекращает свое существование — прекращение его деятельности дает экономию порядка 10 млн рублей в год.

ИА REGNUM: Что будет с людьми, которые в результате ваших реформ останутся без работы?

Комитет по занятости уже сегодня подбирает варианты трудоустройства индивидуально для каждого высвобождаемого работника — это кадровики, бухгалтера, завхозы. Из 147 сокращаемых сотрудников в здравоохранении 70 человек — специалисты пенсионного возраста. В социальной сфере 70% сокращаемых работников — пенсионеры. В образовании 60% — это тоже пенсионеры. Опасение о сокращениях бюджетников я вообще отношу к политическим спекуляциям. Ни один врач, медсестра, учитель, воспитатель, библиотекарь не потеряет своего привычного рабочего места. Не надо путать наш регион с Москвой, мы привлекаем и переманиваем врачей, их у нас дефицит, о сокращении просто речи идти не может.

ИА REGNUM: А каков дефицит бюджетных средств?

На 2015 год дефицит областного бюджета составит чуть более 2 млрд рублей, или 13,7%. Мы не предусматриваем привлечение новых кредитов. По коммерческим кредитам в следующем году планируем перекредитование на 2,4 млрд рублей. Погашение долга по бюджетным кредитам, этот вопрос уже согласован с Минфином, будет проводиться за счет средств федерального бюджета в сумме 1,6 млрд рублей.

ИА REGNUM: С учётом всей этой ситуации, каковы будут расходы бюджета региона? На что тратите средства в первую очередь?

Расходы консолидированного бюджета в 2015 году составят 28,2 млрд рублей. Как всегда, наибольший удельный вес составляют расходы на образование — 25,4%, на социальную политику — 17%, здравоохранение — 14,3%. То есть по своей структуре бюджет Псковской области остается социальным. Все последние годы в нашем регионе особое внимание уделялось социальной сфере. Мы ввели целый комплекс новых мер поддержки для ветеранов, многодетных, молодых специалистов, для приемных родителей. В результате бюджетная нагрузка по социальным выплатам за последние 5 лет выросла в два раза. 270 тысяч наших жителей пользуются теми или иными мерами социальной поддержки.

ИА REGNUM: Всё это сохранится и в следующем году?

В сегодняшней непростой ситуации мы ставим перед собой задачу максимально сохранить весь объем социальных выплат. Но понимаем: при сокращении бюджета это можно сделать только за счет введения критерия нуждаемости, устранения дублирования с федеральными мерами поддержки, разнесения выплат на более продолжительный период времени. Общая сумма, запланированная на социальные выплаты в 2015 году, составляет 3 млрд рублей. Так, например, вводится критерий нуждаемости по многодетным семьям. По пособию усыновителям, выплата в 500 тысяч рублей сохраняется в полном объеме, но будет производиться не в течение 3 лет, а в период пятилетки. К празднованию 70-летия Великой Победы размер выплат инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда будет увеличен в два раза. Что касается выплат сельским бюджетникам на оплату коммунальных услуг — вопрос обсуждался несколько раз с нашими профсоюзами, и администрация области исходит из принципа справедливости. Мы считаем неприемлемым, когда один сельский учитель за счет областного бюджета получает компенсацию в 15 тысяч рублей в месяц, а другой такой же учитель получает на эти же цели 500 рублей. Все эти изменения должны не только и не столько сэкономить бюджетные средства, сколько в предстоящий тяжелый год гарантировать помощь реально нуждающимся.

ИА REGNUM: На какие сферы, отрасли делаете ставку? Какие источники видите для экономического роста региона?

В каждой бюджетной отрасли в 2015 году будет реализован пул проектов-локомотивов, которые по нашим расчетам позволят сохранить набранные в последние годы темпы социального развития. Так, например, в туристской отрасли операторы фиксируют резкое, практически в два раза, сокращение туристических поездок россиян за границу. Для нашей экономики это — дополнительный шанс резко повысить туристический поток в наш регион, этот шанс нам нельзя упускать.

Нам в новых условиях необходимы источники экономического роста, которые позволят региону развиваться в условиях международных санкций. Здесь мы ставим перед собой ряд задач: во-первых, сохранить инвестиционную активность в регионе; во-вторых, максимально сохранить темпы модернизации коммунальной, энергетической, дорожной инфраструктуры, создавая привлекательные условия для бизнеса и инвесторов; в-третьих, максимально содействовать развитию сельского хозяйства, промышленности в рамках программ импортозамещения, и строительству — как ключевым точкам роста нашей экономики в условиях кризиса. В 2015 году у нас будет реализовываться более 20 новых проектов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь 2,5 млрд рублей внебюджетных средств. В последнее время очень остро обсуждается вопрос предоставления налоговых льгот для крупных инвесторов, и в этой дискуссии я, естественно, поддерживаю сторону инвесторов, потому что цифры говорят сами за себя. С 2009 года по настоящее время мы предоставили инвесторам налоговые льготы на 940 млн рублей, при этом инвестиции в экономику от этих организаций составили 13 млрд рублей, а объем уже поступивших налогов от них — 3,5 млрд рублей! Если нам удастся реализовать уже стартовавшие проекты, то в ближайшие два года наша региональная экономика не только не просядет в кризис, но и выйдет из него более конкурентоспособной и сильной.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.