Эксперты считают необходимым изменение модели управления отечественной промышленностью

Москва, 20 декабря 2014, 23:40 — REGNUM  Разрешение кризиса на концерне «Тракторные заводы» (КТЗ) должно проходить под контролем государства, и главная задача при этом — сохранение предприятий и рабочих мест. Проблема, которая изначально нашла отражение на страницах российской прессы, впервые вышла на уровень широкого экспертного обсуждения на этой неделе во время состоявшегося в Общественной палате РФ 18 декабря круглого стола, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Высказаться имели возможность все заинтересованные стороны — представители руководства КТЗ, банков, эксперты и профсоюзные деятели. Ими отмечалось, что трудности КТЗ характерны для отечественной промышленности в целом. Так, заведующий кафедрой политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Дзарасов пояснил, что конфликтная ситуация, сложившаяся в концерне — это «проявление типичного положения в нашей обрабатывающей промышленности, которая переживает глубокий кризис», как и модель ведения бизнеса в этой сфере. Он отметил, что за образец в вопросах менеджмента бралась американская модель отделения собственности от управления, при которой менеджеры были заинтересованы в долгосрочном росте корпорации, а не сиюминутной выгоде.

В нашей же стране, по словам эксперта, на основе американского корпоративного права реализовалась очень авторитарная модель бизнеса, когда господствует доминирующая группа, состоящая из собственников, которые часто скрыты за облаком офшоров, и топ-менеджеров. При этом жестко внедряется очень централизованная система управления с одной стороны, а с другой стороны — устанавливаются тесные неформальные связи с госструктурами и правоохранительными органами — так называемыми «крышами». В свою очередь трудовой коллектив контролируется также жестко, а профсоюзы превращаются в карманную структуру.

«Доход текущий, краткосрочный, вытекающий из контроля над финансовыми потоками часто в обрабатывающей промышленности становится главной формой дохода, который максимизируют реальные собственники. Это делается с опорой на оффшорные компании, на цепочку оффшорных фирм, которые представляют собой очень важный элемент контроля над финансовыми потоками, и дальше осуществляется вывод активов. Это противоречит модели корпоративного бизнеса, которой мы пытались подражать», — заметил эксперт.

Что касается конфликта на концерне, то, по словам Дзарасова, его собственники взяли колоссальные кредиты, и ожидалось, что они их направят на долгосрочные инвестиции, модернизацию, но этого, конечно, не произошло: «Если судить по аналогии с более типичными процессами, мы сталкиваемся с выводом активов. Я думаю, что правы те, кто выступает за глубокую реформу корпоративного управления в нашей стране. Реформу, которая предполагает уход от такой вот авторитарной модели бизнеса и включает гораздо большую финансовую прозрачность».

Данная модель, на его взгляд, должна быть ориентирована, прежде всего, на баланс интересов разных социальных групп, участвующих в деятельности корпораций. Она не исключает присутствие частных собственников, однако ограничивает их власть и полномочия, давая гораздо большие права менеджменту, внедряя и предоставляя гораздо большие права коллегиальным органам управления внутри корпорации и резко расширяя права трудового коллектива. За источником новых подходов, как отмечает эксперт, нужно обратиться к немецкой модели совместного управления.

Вице-президент КТЗ Альберт Баков высказался в свою защиту, заметив, что деньги все-таки были потрачены на развитие концерна. В частности, он рассказал о строительстве нового, современного завода при участии японской компании, куда было вложено 15 млрд рублей. Проблемы, которые, на его взгляд, привели к сложившейся на КТЗ ситуации, связаны с отсутствием рынков сбыта и невыгодными условиями предоставления кредитов. Так, по его словам, кредиты на длинные, сложные проекты давались дорогие и достаточно короткие. «На фоне заявлений о ставке рефинансирования, я вообще не понимаю, что мы обсуждаем. Нас нет вообще. Не только меня, но и никого нет в промышленности», — заметил он, прокомментировав состоявшееся на этой неделе повышение Центробанком ключевой ставки.

Представитель одного из кредиторов концерна — банка Петрокоммерц Андрей Литвин заметил, что позиция Петрокоммерца состоит в том, что если есть договор, то он должен исполняться. Если же он не может исполняться, должны быть переговоры. Однако, по его словам, в течение года переговоры проходили очень вяло, и в итоге один из банков не выдержал, первым подав в суд.

Директор Центра изучения формирования гражданского общества Института Инновационного Развития Денис Зоммер в ответ на дискуссию между представителем банка и руководителем КТЗ заметил, что «основной вопрос в данной ситуации — это вопрос не о том, кто будет сыт — волки или овцы, банки или руководство предприятия»: «Наша страна входит в виток нового кризиса и встает вопрос о том, каким образом на предприятиях будет осуществляться оптимизация. Что касаемо конкретной ситуации: в тот момент, когда встанет выбор сохранить производство, рабочие места или прибыль, что выберет предприятие? Нет гарантий, что сейчас мы не получим огромную армию безработных».

Он выразил мнение, что, если человек не справляется с предприятием, то вывод один — это руководство надо пересматривать. По его мнению, необходимо передать предприятие в непосредственное управление и собственность государства: «Это стало бы, во-первых, непосредственной гарантией работникам данного предприятия и государству, потому что оно носит стратегический характер, и мы не должны, мы не имеем права это предприятие терять, это в интересах нашей страны с учетом того, что у наступают не лучшие времена — нам не хотят отдавать, то что мы заказывали за рубежом. И, чтобы заказывать что -то здесь, надо иметь не только производственные мощности, но и специалистов и коллективы, которые будут способны это производить».

Возвращение КТЗ старым владельцам, по мнению руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василия Колташова, КТЗ угрожает концерну новыми проблемами, поскольку это чревато разделением и распродажей его по частям. О необходимости государственного контроля заявил и директор ИГСО Борис Кагарлицкий, который заметил, что этот контроль должен быть конкретным и реальным.

ИА REGNUM напоминает, что КТЗ угрожает банкротство и распродажа предприятий по частям. Концерн объединяет 17 предприятий военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения. 100% акций принадлежат ВЭБу, которые он получил в 2010 году от экс-владельцев концерна Михаила Болотина и Альберта Бакова в обмен на кредит в 15 миллиардов рублей. При этом у бизнесменов есть опцион на обратный выкуп акций в 2017 году в случае возврата долга. Экспертами отмечается, что машиностроительные предприятия, входящие в КТЗ, имеют стратегическое значение не только для промышленности и экономики России, но и для её обороноспособности (например, производство БМП в Кургане).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России
NB!
23.03.17
ФСБ: Пресечена контрабанда американского огнестрельного оружия в Россию
NB!
23.03.17
«Перспектива есть, денег нет»: «зеленая» энергетика Украины
NB!
23.03.17
Труба через Турцию: оливки, газопровод ТАР и «большая политика» Баку
NB!
23.03.17
Грибаускайте: «Мы в безопасности, если не служим «росатомам» и Кремлю»
NB!
23.03.17
Первый мост через Неву: морские лошади и инженерные находки
NB!
23.03.17
Победители «Фукусимы» и «камикадзе»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 23 марта
NB!
23.03.17
Вместо кредита нас снова послали! — обзор экономики Украины
NB!
23.03.17
Мог ли Вороненков остаться в живых?
NB!
23.03.17
Угроза Байкалу сохраняется: Монголия не отказалась от строительства ГЭС
NB!
23.03.17
Убийца Вороненкова умер в больнице — СМИ
NB!
23.03.17
Водка есть — налогов нет: Кабардино-Балкария недосчиталась 24,7 млрд рублей
NB!
23.03.17
Украинская трагедия: Харьков взлетает на воздух
NB!
23.03.17
Украина готовится к «открытой агрессии со стороны России»
NB!
23.03.17
Потерпевший по делу Вороненкова: Накануне убийства он хотел вернуться в РФ
NB!
23.03.17
Муниципальные депутаты Подмосковья обратились к президенту за помощью
NB!
23.03.17
Ошибка экспертов? В Оренбурге «историческое наследие» отправили под снос
NB!
23.03.17
«Сделка ОПЕК по нефти может сорваться из-за США»
NB!
23.03.17
На месте расстрела экс-депутата Госдумы РФ Вороненкова нашли 6 гильз