В Тегеране состоялась официальная церемония открытия памятника иранским военнослужащим еврейской национальности, погибшим в ирано-иракской войне 1980 — 1988 гг.

Мероприятие посетили сотрудники столичной мэрии, а также представители общественности и национальных организаций.

Напомним, что в настоящее время в Иране проживает более 25 тыс. евреев. Это самая большая по численности еврейская община на Ближнем Востоке за пределами Израиля.

Согласно иранской Конституции, евреи имеют представителя в парламенте.

В Тегеране действуют более двух десятков синагог. Функционируют культурные и религиозные объединения, имеется своя больница и благотворительные организации. При государственной финансовой поддержке действует фольклорный ансамбль, принимающий участие в международных фестивалях.

Евреи свободно эмигрируют в различные государства за исключением США и Израиля, куда они могут попасть лишь через третьи страны. Отметим, что один из президентов Израиля, Моше Кацав, занимавший этот пост с 2000 по 2007 г., происходил из иранских евреев.

Официальная политика иранских властей основывается на том принципе, что евреи являются полноправными гражданами Ирана и на них не должны распространяться напряженные отношения, существующие между Тегераном и Тель-Авивом.

Так, в 2007 г., когда президент Ахмадинежад выступил с резкими заявлениями в адрес Израиля и подверг сомнению масштабы Холокоста, по иранскому телевидению с большим успехом прошёл телесериал «Поворот на ноль градусов», финансируемый иранским правительством. Картина повествует о том, как иранец в годы нацистской оккупации Франции помог спастись семье своей возлюбленной — французской еврейки.

В феврале и марте 2009 г. известный журналист, обозреватель американской New York Times Роджер Коэн написал несколько статей о своей поездке в ИРИ, в которой отметил, что яростные протесты против войны Израиля с сектором Газа не превращались в антисемитские выпады, а в личном плане «к нему редко где относились с таким теплом, как в Иране».