Менеджер по продажам встраиваемых решений Intel в России и странах СНГ Игорь Рудым рассказал корреспонденту ИА REGNUM о развитии Интернета вещей, сферах применения, угрозах и барьерах, которые стоят на пути его распространения.

ИА REGNUM: Как бы вы охарактеризовали развитие «Интернета вещей» сегодня?

Нынешнее время представляет особый интерес в плане развития сегмента «Интернета вещей». Дело в том, что на этом рынке до сих пор нет лидеров, до конца не сформированы стандарты. До сих пор остается много открытых вопросов: безопасность, универсальные протоколы обмена данными и т.д. Аналитики обещают этому сегменту громадный рынок: согласно оценке компании IDC, ожидается подключение к Интернету порядка 50 млрд устройств к 2020 году. В первую очередь это связанно с тем, что стоимость сенсоров за последние 10 лет дважды снижалась, а производительность процессоров за это время увеличилась в 5 раз. Это позволяет оснащать сенсоры пусть и не самыми мощными, но вполне производительными вычислительными модулями. В дополнение к этому стоимость Интернет-доступа также значительно снизилась, а доступность каналов возросла. Сегодня можно получить доступ в Интернет через мобильные сети, Wi-Fi или по кабелю. Вполне ожидаемо, что рынок интернет-сервисов привлекает множество игроков — от энтузиастов до крупных корпораций, специализирующихся на M2M рынке (Machine2Machine, «от машины к машине»). На текущий момент у них нет единого стандарта; все они находятся в равных условиях; и победит тот, чье решение окажется наиболее привлекательным и интересным.

ИА REGNUM: Сферы применения Интернета вещей для конечных пользователей более-менее понятны. А как его можно использовать в сфере бизнеса?

Как раз в бизнес-сфере применение решений «Интернета вещей» наиболее логично. На этом рынке присутствуют M2M продукты — предшественники «Интернета вещей». Термин M2M вообще известен уже более 20 лет. Он описывает способы взаимодействия машин между собой. По сути, «Интернет вещей» — это тот же M2M, только для передачи данных используется Интернет, и посредством него организуется доступ к полученным данных. Примеров можно привести много. На текущий момент публичный транспорт оснащен трекерами ГЛОНАСС, которые передают в облако данные о местонахождении автобуса, благодаря чему мы можем рассчитывать время его прибытия (так работают электронные табло на автобусных остановках Москвы). Другой пример — решение для промышленных кондиционеров компании Daikin. Их устанавливают на предприятиях, на крышах офисных зданий. Изначально кондиционеры были «вещью в себе», и обслуживающей компании приходилось каждый раз посылать инженера, который на месте подключался к сервисному порту устройства, собирал информацию и на месте решал, нуждался ли установка в обслуживании, нужно ли менять фреон и т.д. Но так было до того момента, пока Daikin не подключила специальный концентратор на базе процессора Intel Atom как к новым, так и к уже установленным кондиционерам. Задача этого концентратора — сбор сервисной информации и отправка ее в облако по Интернет-каналам. Теперь же с помощью нехитрого приложения для смартфона или планшета инженер может в реальном времени отслеживать состояние кондиционеров и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Более того, функционирует специальный Интернет-портал для владельцев зданий, где установлены подобные кондиционеры. Оттуда также можно получить доступ к информации об устройстве: какая температура выставлена в данный момент, каково потребление энергии и т.д.

ИА REGNUM: Какие угрозы исходят от массового распространения «Интернета вещей» и как их предотвратить?

Главная угроза состоит в том, что «умные» устройства подключены к Интернет, который является публичной сетью. Поэтому, в принципе, получить доступ к устройству может любой желающий. Чтобы избежать этого, необходимо использовать современные методы защиты, как при хранении, так и при передаче. В решениях для «Интернета вещей» мы используем программно-аппаратные технологии Intel Security, наследующие разработки McAfee. Уже сегодня школьник может взломать домашнюю сеть WiFi, и для этого ему не нужно разбираться в методах криптографии и модуляции сигналов; вполне достаточно в строке поискового запроса набрать «Как взломать WiFi». Кстати, поисковая система уже после слова «взломать» сама подставит «WiFi». В ответах поисковика будут предложены для скачивания программы для подбора паролей. Можно прочитать документацию, как «прослушивать» WiFi-сеть и обнаружить вводимые пароли в потоке данных. Таки возможности значительно увеличивают угрозы, так как «умные» устройства могут быть взломаны даже без какой-либо выгоды для злоумышленника, а просто скуки ради.

ИА REGNUM: Ядро тех, кто создает технологии с применением «Интернета вещей» составляют энтузиасты — самоучки. Нужно ли им помогать и если да, то каким образом?

Как я говорил выше, на данном рынке довольно много игроков, и как такового ядра пока нет, но крупные компании, такие как Intel, Cisсo, IBM и другие объединяются в группы, которые пытаются выработать общие стандарты и требования к устройствам для сегмента «Интернета вещей», что поможет избежать химер в виде различных, не совместимых с друг другом сервисов и решений.

ИА REGNUM: Создавать самостоятельные проекты носимой электроники, насколько это сложно?

В данный момент развитие ИТ значительно упростило разработку таких устройств. Процессоры стали миниатюрными, энергоэкономичными и при этом довольно производительными. Это позволяет их интегрировать в часы, рюкзаки, одежду, даже кулоны. Чтобы сделать разработку носимых устройств более доступной для желающих, Intel выпустила на рынок Edison — небольшую плату размером со спичечный коробок, оснащенную двухъядерным процессором, модулями беспроводной связи WiFi и Bluetooth и портами ввода-вывода. Intel также поддерживает энтузиастов технической информацией, специальными группами по интересам, где разработчики могут делиться идеями, советами и помощью при разработке устройств и приложений. На сайте Intel, в разделе, посвященному продукту Intel Edison, можно найти множество примеров носимых устройств, и большинство их них изобретено не профессионалами ИТ-рынка, а школьниками.

ИА REGNUM: Одна из неотъемлемых частей «Интернета вещей» — передача данных на малом и большом расстоянии. Ясно, что для малого — это BT LE, а какие технологии есть для больших расстояний столь же низкого энергопотребления?

Действительно, для передачи данных на небольших расстояниях можно использовать методы передачи данных с низком потреблением энергии, а для преодоления больших расстояний — сеть Интернет. В настоящее время он доступен повсеместно. Intel предлагает решение, в котором простые сенсоры оснащаются малопотребляющими модулями передачи данных, собираемых концентратором, а тот, в свою очередь, может размещаться вблизи источников питания с проводным или без проводным доступом в интернет, собирать данные, анализировать их, шифровать и передавать из в «облака» по сети Интернет.

ИА REGNUM: В какие предметы энтузиасты чаще всего интегрируют «Интернет вещей»?

Мне кажется, что «Интернет вещей» интегрируется в то, что попалось под руку, начиная от системы поливки цветов и кормления животных до автомобилей и поездов.

ИА REGNUM: Какие барьеры стоят на пути распространения «Интернета вещей»? С чем они связаны? Как с ними бороться?

Как я упоминал выше, проблемами остаются отсутствие единых стандартов подключения и протоколов обмена данными. Путей решения два. Первый — разработать единые стандарты, но мне кажется, что этого ждать долго, так как рынок большой, мы находимся на старте, и многие производители стараются «перетащить одеяло на себя» и привязать клиентов к своим устройствам и сервисам. Иными словами, стандарты и совместимость им даже вредят. Второй путь — использовать концентраторы на базе полноценного процессора, которые будут собирать данные от сенсоров, анализировать их, обеспечивать необходимый уровень безопасности при пересылке информации через Интернет. Проблема совместимости будет решаться установкой программного кода в концентратор, который станет поддерживать протокол обмена информацией того или иного сенсора.