Федор Гагауз. Гагаузская автономия: 20 лет теории без практики

Москва, 16 декабря 2014, 01:25 — REGNUM  ИА REGNUM публикует текст выступления председателя движения «Единая Гагаузия», избранного депутата парламента Молдавии от Партии социалистов Федора Гагауза на международной научно-практической конференции «20 лет АТО Гагаузии: Прошлое, Настоящее, Будущее. Роль и место Гагаузии в современной Молдавии» (12 декабря 2014 года, г. Комрат, Гагаузия):

"Принятие в 1994 году Закона «Об особом правовом статусе Гагауз Ери» было одним из главных событий для молодого молдавского государства. Республика Молдова находилась в самом начале постижения европейских стандартов государственного строительства. И с этой точки зрения признание Гагаузской автономии было, без сомнения, более чем зрелым решением.

С того знаменательного события прошло 20 лет. Мы стали известны, как пример успешного разрешения межэтнического и территориального конфликта. Гагаузия упоминается в этом контексте во многих учебниках по политологии и конфликтологии, а европейские и другие зарубежные политики ссылаются на нас, как на одну из формул урегулирования сложных конфликтов. Но так ли успешен этот пример?

К сожалению, по прошествии двух десятилетий функционирования Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», приходится констатировать, что «гагаузский вопрос» по сей день остаётся открытым.

Анализ закона о Гагаузской автономии показывает, что, несмотря на ряд недостатков, он, в целом, соответствует аналогичным документам, регламентирующим функционирование автономий национальных меньшинств в европейских странах. В частности, Гагаузия по закону обладает автономными полномочиями при принятии кадровых решений, проведении фискальной политики. Кроме того, Гагаузия, опять же, по закону, участвует в выработке внешней политики РМ и представлена в лице башкана в правительстве страны. Но на практике мы имеем совершенно иную картину, когда прописанные в законе полномочия, в лучшем случае, исполняются формально, а в худшем — полностью игнорируются.

Показательно, что относительно несоответствия прописанных в законе «Об особом правовом статусе Гагаузии» норм с их исполнением в гагаузском обществе сложился единогласный консенсус. Этого мнения придерживаются все политические силы и общественные организации. Эта тема в деталях раскрывалась в беседах с зарубежными дипломатами, и звучала с самых высоких международных трибун, в том числе нашла отражение в документах ОБСЕ, Венецианской комиссии, Конгресса местных региональных властей Совета Европы и др.

Пользуясь тем, что этой теме наверняка будет уделено большое внимание во многих выступлениях и сегодня, в рамках нашего круглого стола, я хотел бы осветить данную проблему несколько с другой стороны.

На сегодняшний день приходится констатировать, что практика требований и ультиматумов в адрес центральных властей о необходимости выполнения Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии» не приносит результата. Кишинёв с полным успехом уходит от ответственности за принятое парламентом в 1994 году решение. В этих условиях перед Комратом возникает задача определения необходимых условий, которые бы побудили центральное правительство на практике признавать существование Гагаузии.

Речь идёт о разработке полноценной стратегии, в которой были бы обозначены обстоятельства, гарантирующие полноценное исполнение Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», в том числе конституционное закрепление полномочий автономии, дооформление юридического механизма разрешения споров между центром и регионом, относительно компетенции в Конституционном суде РМ, политическое представительство на национальном уровне и др. Главный упор должен быть сделан на юридических и политических аспектах, а также на потенциале участия внешних участников, способных выступить в роли гарантов. Не последнее место должна иметь информационная политика автономии, призванная обеспечить доминирование в молдавском обществе корректного освещения намерений гагаузской стороны.

В целом, такой документ должен иметь статус Стратегии национальной безопасности гагаузского народа и играть роль нашей «дорожной карты» в молдавской политике. Разработкой данного документа мог бы заняться некий экспертный совет, сформированный совместным решением башкана и председателя НСГ из представителей законодательной и исполнительной власти. Существенную помощь могла бы оказать международная экспертная группа под эгидой миссии ОБСЕ в Молдавии. Просьбу об ее создании руководство Гагаузии недавно направило в адрес миссии ОБСЕ и послу ЕС в Молдавии.

Постановка такой цели поднимает как минимум две задачи перед руководством автономии: политическая консолидация гагаузского общества и повышение кадрового потенциала. Первое повысило бы шанс на успешное использование политической конъюнктуры молдавской политики для усиления влияния «голоса Комрата». Второе позволило бы обеспечить безупречное юридическое обоснование своих требований, и, таким образом, заручиться в дискуссиях с Кишинёвом поддержкой международного сообщества. Весь мир должен понимать, что наши требования носят неполитический характер, — таковыми они были до 1994 года. После же принятия Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», речь идёт исключительно о требовании исполнения действующего законодательства.

Через несколько месяцев в Гагаузии наступит период транзита власти. Уже весной регионом будет руководить новый башкан и новый состав Исполнительного комитета. Хотелось бы надеяться, что в следующие 4 года нам удастся переломить тенденции и добиться от молдавских властей соблюдения принятого ими же исторического документа.

Правовой нигилизм центральных властей в отношениях с Гагаузией не оставляет нам другого пути, кроме как политического принуждения Республики Молдова к исполнению закона. События в нашей стране, особенно в последние годы, происходят динамично и непредсказуемо. В любой момент может открыться окно политических и правовых возможностей. Поэтому Гагаузия должна иметь в качестве руководства концептуальную стратегию действий, а также обладать достаточным потенциалом для её реализации.

Цель трудная, но необходимая. Потому что в противном случае, все наши требования так и будут сотрясать воздух на всевозможных митингах и конференциях, а полномочия Гагаузии по-прежнему останутся лишь «на бумаге».

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.02.17
Санкции ЕС: Mercedes вложит 15 млрд рублей в Россию
NB!
21.02.17
Шансы Шанцева
NB!
21.02.17
Регионализация: В России может появиться 85 МРОТ
NB!
21.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 21 февраля
NB!
21.02.17
Reuters: Вашингтон приостановил поставки военной помощи «оппозиции» в Сирии
NB!
21.02.17
В случае «нападения России» 39% жителей Латвии ничего не делали бы: опрос
NB!
21.02.17
Испанские СМИ: Виталий Чуркин был блестящим дипломатом
NB!
21.02.17
США и Лондон разыгрывают покер и блефуют: кто в ЕС окажется «болваном»?
NB!
21.02.17
Калининградский гамбит
NB!
21.02.17
Шойгу: география «цветных революций» будет расширяться
NB!
21.02.17
Виталий Чуркин посмертно награжден орденом Мужества
NB!
21.02.17
Путин поручил Собянину снести московские «хрущевки»
NB!
21.02.17
В городах Эквадора начались массовые акции протеста
NB!
21.02.17
Председатель Европейской комиссии: Лондон должен заплатить за Brexit
NB!
21.02.17
Шойгу — Фэллону: «Звери из британского зоопарка медведю не указ»
NB!
21.02.17
Лавров: Блокировка заявления СБ ООН по Чуркину – за гранью добра и зла
NB!
21.02.17
Шойгу: Операция ВКС РФ в Сирии прервала цепочку «цветных революций»
NB!
21.02.17
Госдума вводит уголовную ответственность для дебоширов и зацеперов
NB!
21.02.17
«Цель ограничения наличности – вывести граждан на чистую воду»
NB!
21.02.17
Песков: В повестке дня Путина пока нет вопроса о выборах-2018
NB!
21.02.17
В Кремле назвали некорректным вопрос о признании Россией ЛНР и ДНР
NB!
21.02.17
Порты: Литва купит украинский порт для белорусских грузов?