Турция стоит на пороге большого экономического кризиса, избежать который не представляется возможным. Речь идет о продолжении, правда с небольшим перерывом финансово-экономического кризиса 2001 г., известного также как «черная среда», который считается самым тяжелым в новейшей истории Турецкой Республики. После него пришлось проводить серьезную реформу банковской и финансовой системы страны, позволившую Турции с наименьшими потерями (по сравнению со многими другими странами Европы) пройти кризис 2008-2009- х годов. Анкаре стало почему-то казаться, что она и дальше будет подобным образом выбираться из финансовых и экономических потрясений. Тем более что экономика страны увеличилась в четыре раза; экспорт и доход на душу населения — в три раза; эффективность прямых иностранных инвестиций способствовала интенсивному развитию. Стране при одновременном увеличении экспорта удавалось проводить и диверсификацию ассортимента выпускаемой продукции, осваивать производство новых видов товаров.

Так была сформирована турецкая экономическая модель, уникальность которой заключается в том, что развитие экономики происходит при полной зависимости от экспорта энергоресурсов. В то же время Турция попала в положение, которое экономисты называют «ловушкой среднего дохода». По определению страна в эту «ловушку» попадает только в том случае, если государство увеличивает уровень дохода на душу населения, который (при условии замедления темпов роста экономики) тормозит развитие страны. Оптимальный выход из «ловушки среднего дохода» — обеспечение преобразований в сфере образования, здравоохранения, юстиции и т.д. Но не только это.

За последние десять лет в Турции развивались демократические институты, что породило вторую «ловушку» — «ловушку демократии». В одном из своих выступлений вице-премьер Турции Али Бабаджан подчеркнул: «Если рассматривать приоритеты формирования правового государства, базирующегося на принципах и нормах универсального права и развитие ситуации в Турции в этом направлении, то становится очевидно, что основу глобальных проблем, с которыми столкнулась Турция, составляют проблемы правового характера. Если не будет доверия к судебной власти, то придется забыть о перспективах экономического роста». Вот почему, говоря о кризисных явлениях в современной экономике Турции, трудно уже определить, что из чего вытекает: общее состояние экономики как проявление внутреннего политического кризиса или наоборот.

Между тем, Международный валютный фонд выступил с прогнозами и предположениями в отношении экономической ситуации в Турции. В заявлении отмечается, что в случае, если правительство не проведет существенные изменения в экономике, то ее среднесрочный рост окажется под угрозой угасания. Сегодня наблюдается снижение уровня частного потребления и инвестирования, коэффициент расходов и чистого экспорта в первой половине 2014 г. также снизился на 2,7%. Турция не смогла получить от международных банков кредитов на строительство третьего моста через Босфор, нового аэропорта в Стамбуле и автотрассы Гебзе-Измир. Тендеры правительство решило передать государственным банкам. Турция оказалась в сложной финансовой ситуации: иностранные инвесторы отзывают свои капиталовложения, а процентные ставки на американские кредиты в 2015 г. будут подниматься.

По данным института статистики Турции, безработным является каждый пятый, и это касается в большей степени молодых граждан. Настораживает тот факт, что со стороны государства даже не предпринимаются попытки для улучшения ситуации. Выход из нее видят в «закручивании политических гаек» через реформирование судебной системы — увольнение и арест неугодных полицейских и судей, а в сфере СМИ — также через аресты или увольнения неугодных журналистов. Сегодня многие эксперты склоняются к мнению, что Турция находится перед серьезными испытаниями.