В распоряжении агентства Associated Press (AP) оказались документы, согласно которым Агентство международного развития, входящее в структуру Госдепа США, через подставные компании вербовало известных рэп-исполнителей для создания на Кубе молодежного оппозиционного движения.

Реализация секретной программы, целью которой было формирование оппозиционно настроенного фанатского движения, началась в 2009 году, когда компания Creative Associates International через сербского менеджера Райко Бозича (Rajko Bozic) начала продвигать на Кубе хип-хоп группу Los Aldeanos.

На «промоушн» группы были потрачены десятки тысяч долларов, снята телепрограмма о рэперах, записаны DVD-диски, которые быстро начали подпольно распространять. По информации АР, за эти услуги компания Creative Associates International несколько миллионов долларов от американского правительства.

Также компания вела переговоры с другими кубинскими артистами о совместных выступлениях через свою «дочку» Salida, с офисом в Панаме, и даже профинансировала некий музыкальный фестиваль «Rotilla», целью которого было продвижение «новых идей».

Однако, квалификация исполнителей программы подкачала — артистов начали массово задерживать на Кубе за тайную деятельность и им пришлось покинуть остров. В итоге программа, длившаяся около двух лет, оказалась «на удивление безуспешной», пишет АР.