В Красноярске работа над главным градостроительным документом города — проектом генерального плана — уже завершена. Как сообщила ИА REGNUM главный градостроитель «Красноярскгражданпроекта» Татьяна Лисиенко, в настоящее время идет работа с большим количеством полученных по проекту на общественных слушаниях предложений и замечаний.

«Сейчас мы ожидаем уже поправленный документ. По публичным слушаниям проведена большая работа. Материалы обработаны, сформулированы и переданы разработчику — институту „Гипрогор“ (Москва)», — рассказала Лисиенко. По ее словам, в соответствии с проектом генплана Красноярска, перспективная численность населения города к 2033 году определена в 1,3 млн человек.

«Я считаю, что публичные слушания по генплану прошли очень активно. Во всех районах города была продемонстрирована позитивная заинтересованность. Было много предложений, также были и замечания. Для дальнейшей работы было отобрано около 300 предложений и замечаний. Активность и заинтересованность населения была очевидна», — отметила Лисиенко.

В интервью ИА REGNUM Татьяна Лисиенко также рассказала о перспективах развития города согласно проекту генерального плана. «Новшество состоит в тот, что большое внимание уделяется развитию застроенных территорий бывших промышленных предприятий на правом берегу Енисея, где сегодня санитарные условия становятся лучше, — рассказывает главный градостроитель „Красноярскгражданпроекта“. — Это и застройка на берегу Енисея, и южный берег реки. На правом берегу будет много нового, он долгое время не развивался, не велось строительство. Второе направление развития — северо-западное. Оно связано с освоением свободных площадок на северо-западе до рекреационной зоны, не заходя в нее, параллельно зеленому каркасу. Эти площадки необходимо сначала обеспечить инженерно-транспортной инфраструктурой, и далее они получат развитие. Большое внимание в генплане уделено зеленому каркасу. Поставлены точки на таких экологически важных рекреационных территориях, как острова на Енисее, где запрещено всякое строительство. Они предназначены лишь для рекреации. Западное и южное обрамление города должно тоже стать рекреационным».

Генплан, по словам Лисиенко, включает и развитие общественного транспорта в транспортной инфраструктуре: «Обсчитана транспортная магистраль и личный транспорт. Также большое внимание уделено развитию общественного транспорта. Для этого созданы транспортно-пересадочные узлы, подсчитано количество видов транспорта. Большое внимание уделено экологически безопасному электротранспорту».

По данным УГИБДД ГУВД России по Красноярскому краю, количество автомототранспорта в Красноярске возросло за 2013 год на 13,2% и составляло по данным на сентябрь текущего года около 381908 единиц.

По мнению депутата Красноярского горсовета Геннадия Торгунакова, общественные слушания по генплану показали, что большое количество красноярцев поддержали генеральный план. Однако помимо позитивных мнений были озвучены и серьезные замечания. «Люди приходили разные, они выражали совершенно разные мнения. И нареканий по поводу того проекта, который был представлен разработчиками, было достаточно много. Именно поэтому сегодня генеральный план направлен на доработку», — объяснил депутат.

«Вопросов очень много, — говорит Торгунаков. — Во-первых, я не согласен с той формулировкой, что мы дойдем до 1,3 млн человек к 2033 году. Это достаточно сложно. Я считаю, что генплан безусловно нужен, и без него нам не обойтись. Но генеральный план должен быть прежде всего направлен на красноярцев. А я в нем этого отражения не увидел. Хотелось бы, чтобы он решал вопросы наших транспортных развязок. А они, на мой взгляд, не решены. Скептически отношусь к метрополитену. Наверное кому-то очень сильно хочется, чтобы метро появилось. Однако люди должны понимать, что его окупаемость начинается с 2 млн жителей. Во-вторых, где взять столько денег, чтобы построить метро? Те транспортные развязки, которые предусмотрены генпланом, по моему мнению, не приведут к уменьшению транспортного потока. Присутствуют так называемые „бутылочные горлышки“, которые сделают трафик очень сложным. Непонятны мне и все эти нововведения в виде канатных дорог, тоннеля. Это очень дорого. Мне показалось, что генеральный план далек от экономических реалий нашего города».

Напомним, строительство метрополитена в Красноярске началось в 1995 году. Но в связи с недостаточным финансированием в 1998 году было принято решение о выделении пускового комплекса участка первой очереди в объеме трех станций протяженностью 5,04 км в двухпутном исчислении. Открытие метро было запланировано на 2012 год. Сметная стоимость строительства первой очереди первой линии метрополитена составляет 66025,9 млн руб. в ценах 2013 года. Начиная с 2010 года, финансирование строительства метрополитена из федерального бюджета было прекращено. Была произведена консервация ствола №3 станции «Вокзальная» и ствола №5 станции «Площадь Революции» строящегося метрополитена. Из средств краевого бюджета ежегодно выделяется 50 млн руб. на поддержание существующих подземных выработок в безопасном состоянии: проветривание, освещение, осмотр, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт для этих целей. За годы строительства (1995-2009) профинансировано и освоено 2505,8 млн руб. в текущих ценах, в том числе 72% за счет средств федерального бюджета; 27% за счет средств бюджета края; 0,4% за счет средств городского бюджета.

По словам депутата, есть в проекте генплана и безусловные плюсы: «Хорошо, что мы начали наконец-то задействовать правобережье Енисея» Однако, пока все существующие нюансы не учтены, принятие генплана будет затруднено", — подытожил Торгунаков.

По данным Красноярскстата, численность постоянного населения городского округа Красноярска на 1 октября 2014 года, по предварительной оценке, составила 1045,9 тыс. человек и с начала года увеличилась на 9,4 тыс. человек. За девять месяцев 2014года в краевом центре родилось 11340 детей, что на 562 ребенка больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Как рассказал мэр города Эдхам Акбулатов, в работе над главным градостроительным документом с учетом зарегистрированных участников открытых обсуждений, а также жителей города, высказавших свои предложения и замечания по проекту генерального плана, приняло участие более 4,5 тыс. горожан.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, генеральный план территориального развития Красноярска до 2033 года разработан по заказу департамента градостроительства администрации города в 2013-2014 годах. Авторы и разработчики проекта — ОАО «Гипрогор», ОАО «РосНИПИУрбанистики», ОАО «Гражданпроект», ОАО «Красноярский ПромстройНИИпроект».

По словам разработчиков, основная цель документа — обеспечить устойчивое развитие городского пространства, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Как пишет зазета «Городские новости», наиболее удачным для Красноярска можно считать генеральный план 1973 года, разработанный Ленгипрогором. В рамках выполнения генплана 1973 года была освобождена под застройку самая большая площадка города — территория аэропорта Северного, построены два новых аэропорта — Черемшанка и Северный и два моста через Енисей — Октябрьский и Коркинский («777»). Средняя обеспеченность жильем увеличилась почти в три раза — с 7,7 до 20,7 квадратных метра на человека.

Генплан 2001 года реализован в значительно меньшей степени, что связано с изменением социально-экономических условий. Так, предполагалось строительство новых жилых районов на левом берегу Енисея: «Радиостанция», «Севернее Покровки», «Аэропорт», «Весна» и на правобережье — «Пашенный» и «Набережная Абаканской протоки». Сегодня эти проекты в той или иной мере осуществлены. Однако не реализованы такие важнейшие положения генплана, как переход от линейной планировочной структуры к радиальной, создание системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения, увеличение площади зелёных насаждений до нормативного уровня. Результатом стали диспропорции, которые сегодня ощущают на себе все красноярцы.