Из иностранных компаний, попавших под действие санкций, американские предприятия пострадали в меньшей степени, чем их европейские коллеги. Не считая Exxon Mobil, работа которой в России приостановлена, остальным пришлось лишь «ужаться», а предприятия пищевой промышленности и вовсе оказались в плюсе, рассказал на конференции для зарубежных СМИ «It's time for Moscow» 9 декабря президент Американской Торговой палаты в России (AMCHAN) Алексис Родзянко (Alexis Rodzianko), сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Родзянко, готовиться к проблемам американские компании начали до появления санкций, так как российская экономика постепенно замедлялась, и ожидалось, что ее рост сильнее замедлится в 2014 году. Затем к текущим проблемам добавился украинский кризис, падение цен на нефть и ослабление рубля. Поскольку санкции распределены неравномерно, то наиболее пострадали компании, работающие в энергетической и банковской сферах. Вслед за потерявшей контракт с «Роснефтью» Exxon Mobil, с рынка ушли и сопутствующие организации. Это поставщики оборудования и компании, занимающиеся бурением, а также юристы, сопровождавшие сделки. В меньшей степени пострадал автопром — все компании остались в России, но потеряли часть дохода из-за снижения спроса. «Автомобили собирают здесь. Но только порядка 40% комплектующих для автомобилей изготавливаются здесь. Это значит, что 60% комплектующих оплачиваются в евро и долларах. Соответственно, себестоимость подорожала. Спрос и так упал и большие производители сильно зажаты», — рассказал Родзянко.

Аналогичная ситуация сложилась вокруг европейских и японских производителей. Впрочем, покидать российский рынок производители автомобилей не намерены. «Россия — это огромный рынок, шестая экономика мира, здесь живет 140 млн человек. Это рынок, который считается необходимым у крупных компаний», — отметил глава палаты.

Что же касается крупных американских предприятий пищевой промышленности, то кризис отчасти даже пошел им на пользу. Например, для PepsiCo — российский рынок является вторым по объемам продаж после США, а производство в России локализовано. Соответственно, опустевшие после ухода не локализованных европейских производителей полки замещаются продукцией компании. Тоже касается Mars и McDonald's. «Несмотря на громкий шум вокруг инспекций, McDonald's больше выиграл, чем проиграл. Потому что поставляет продукт, который дешевле, доступен для многих и производится локально», — отметил Родзянко. Также он подчеркнул, что некоторые иностранные компании понимают значение санкций буквально, как полный запрет на работу в России. В тоже время санкции лишь ограничивают работу на российском рынке. «Наша задача помочь предпринимателям понять, что разрешено, а что запрещено. Чтобы не понимать санкции как запрет, а понимать их для себя и принимать решение, а где же можно работать», — резюмировал он.

Не собираются покидать российский рынок и крупные французские компании, например, «Ашан». Как отметил директор по развитию Франко-Российской торгово-промышленной палаты (CCIFR) Тома Керуэль (Thomas Kerhuel), российский рынок — один из важнейших для Франции. Инвестиции в Россию составляют порядка 14 млрд евро и интерес французских компаний к работе здесь по-прежнему очень высок. «Компании чувствуют влияние кризиса, падение рубля, но все-таки придумывают новый образ действий… Кризис, естественно, влияет, но он влияет на короткий срок. Те компании, которые застали кризисы и экономический спад 1998 и 2008 годов, но остались, в дальнейшем укрепили позиции. Россия для нас — долгосрочный партнер, партнер на будущее. Все понимают, что будет спад экономики, будут сложности, но, скорее всего, найдутся решения, которые позволят остаться здесь», — сказал он. Правда отметил, что реализация ряда крупных проектов приостановлена и компании перешли к политике «сдерживания момента». Вовсе уйти с рынка придется лишь предприятиям, не имеющим в России собственных производств или не поддерживающим производства на нужном уровне.