Полностью укомплектован и готов приступить к работе Международный центр коллективного пользования молекулярной палеонтологии, созданный при Музее мамонта в Якутске. С января 2015 года в стенах нового центра начнется изучение генетического материала мамонтов и других ископаемых животных. Об этом ИА REGNUM сообщили в Северо-Восточном федеральном университете, который является участником международного проекта «Возрождение мамонта».

Многомиллионное оборудование, предоставленное в коллективное пользование ученым-генетикам корейскими партнерами, установлено в специально подготовленном помещении. В проекте «Возрождение мамонта» Северо-Восточный федеральный университет работает с южнокорейским Фондом биотехнологических исследований Sooam, его руководитель, профессор Хванг Ву Сук является признанным в мире экспертом в области клонирования животных.

Заведующий Музеем мамонта Семен Григорьев назвал одной из главных причин создания генетического центра в Якутии доступность изучения на месте: «Вывезти материал для зарубежных коллег — не так просто. Необходимо получить на это лицензию, а ее приходится ждать чуть ли не полгода. Здесь, в центре, ученые могут проводить предварительные исследования на месте, а не ждать разрешения на вывоз. Это существенно облегчит работу для всех».

По мнению ученого, в настоящее время генетические исследования являются важнейшей частью палеонтологии. «У нас уже есть свои специалисты-генетики, которые умеют выделить ДНК и изучить его. В прошлом году сотрудница Музея мамонта проходила стажировку, изучая методы клонирования в Южной Корее. Сейчас мы сами сможем проводить работы по выделению ДНК, материала для генетических исследований у нас хватает», — отметил Григорьев. Ожидается, что в январе 2015 года в Якутск с результатами исследований тканей мамонта приедут корейские ученые, вследствие чего станет известно, можно ли клонировать ископаемое животное.

За последние пять лет в Сибири найдены четыре более-менее цельные туши, из них три — в Якутии. Уникальность последней находки в том, что впервые обнаружена взрослая самка мамонта, которой на момент смерти было около 60 лет. Верхняя часть туловища и головы была объедена хищниками до костей, зато нижняя часть, залегавшая во льду, сохранилась беспрецедентно хорошо. В ней обнаружена жидкая кровь, представляющая исключительную ценность для исследований ядерного генома шерстистого мамонта, который жил в эпоху плейстоцена.

Практически все известные миру останки мамонтов найдены в Якутии. Сохранить палеонтологические сокровища помогает многовековая мерзлота. Впервые в мире целый скелет мамонта был обнаружен в 1799 году в низовьях реки Лены охотником Осипом Шумаховым. С тех пор подобные находки происходят в регионе периодически. Последняя значительная находка сделана в 2013 году, во время научной экспедиции «В поисках последнего исполина Арктики» В Якутск были привезены около 700 кг палеонтологических материалов.