Варшава с тревогой и напряжением ждет публикации доклада американского сената о практике допросов и содержания заключенных в тайных тюрьмах ЦРУ. По словам представителя Белого дома Джоша Эрнеста, этот многостраничный документ увидит свет сегодня, 9 декабря. Разрешение на его обнародование в апреле текущего года дал комитет сената по разведке. Главный вопрос — будут ли раскрыты места дислокации тюрем? Об этом накануне говорили между собой по телефону президент США Барак Обама и премьер-министр Польши Ева Копач. Оба политика обсудили актуальные проблемы международной повестки дня. Обама заверил, что США обеспечат присутствие на территории Польши американских вооруженных сил на постоянной основе так долго, как это будет необходимо. Он выразил благодарность Варшаве за готовность и в дальнейшем участвовать в международной миссии по Афганистану. Копач в свою очередь поддержала действия международной коалиции против «Исламского государства» в Сирии и Ираке. После чего президент и премьер говорили о сенатском докладе. Как сообщила пресс-служба правительства Польши, лидеры выразили надежду, что публикация этого документа не повлияет негативно на польско-американские отношения.

Однако волноваться нужно не Копач. История с тайными тюрьмами затрагивает двух других польских политиков: бывшего президента страны Александра Квасьневского и бывшего главу кабинета министров Лешека Миллера. Новые подробности этого дела опубликовал популярный польский журнал WPROST. Итак, напоминает издание, в начале 2003 года на секретной базе в Старе Кейкуты «поселилось» 11 человек, которых ЦРУ подозревало в терроризме. Американцы использовали против них «агрессивные методы допроса», иначе говоря, пытки. Польская разведка за свои услуги получила из Лэнгли 15 млн долларов. Деньги передавали на седьмом этаже разведывательного управления. С польской стороны присутствовали шеф разведывательной службы Збигнев Семянтковский и его заместитель по финансовой части Анджей Дерлатка. Коробки с наличностью привезли в инвалидной коляске, их пересчитывали несколько часов, после чего зачислили на специальный счет в Национальном банке Польши. Оплата со стороны американцев проводилась по статье «добыча информации, представляющей интерес для союзников». По данным информатора журнала, одна из операций, оплачиваемая этими деньгами, продолжается по сей день.

Выбор Польши в качестве места для тайного содержания под стражей подозреваемых был продиктован необходимостью изоляции их от исламского мира. За подготовку двух вилл в Старе Кейкуты под тюрьму польская сторона получила 300 тыс. долларов. Издание утверждает, что с такой просьбой к польскому президенту Александру Квасьневскому обратился лично президент США Джордж Буш. Варшава настаивала на подписании письменного договора, его проект подготовил полковник Дерлатка. Однако Вашингтон настоял на устных договоренностях, мотивируя это нежеланием связываться с Конгрессом. Взамен американцы пообещали, что не будут мучить пленников, но слово не сдержали. В июле этого года Европейский суд по правам человека признал власти Польши виновными по делу о тайной тюрьме ЦРУ на территории этого государства. Нарушением, по мнению суда, является то, что Варшава не предотвратила издевательства над заключенными. Польша обязана заплатить двум узникам компенсацию: аль-Наширеми 100 тыс. евро и Абу Зубайдахови 130 тыс. евро. ЕСПЧ также постановил, что не существует никаких свидетельств, что кто-то из польской стороны был детально осведомлен или являлся свидетелем того, что происходило с пленниками Старе Кейкуты.

Версию «неведения» активно отстаивают действующие лица этой истории. В интервью WPROST Квасьневский придерживается версии, что американцы приняли выдвинутые польской стороной условия по недопущению пыток заключенных. Тем не менее… «Агентство внутренней безопасности не занималось этим вопросом, с нами не были проведены консультации по данному поводу, — говорит занимавший в то время пост руководителя ABW Анджей Барциковский. — Сейчас Польша оказалась в ловушке. Без американцев, сотрудничества между службами правда никогда не может быть раскрыта. Если кому-то здесь и стоит проявить большую открытость, то это Вашингтону, и, по крайней мере, заявить, что поляки не знали, что происходило на базе». Однако если так, то почему «трясет» экс-премьера Миллера? В беседе с Radio Jedynka он заявил, что не имеет сведений о существовании на территории страны тайной американской тюрьмы, но при этом потребовал «реагировать с негодованием на террор, а не борьбу с террором». Как подчеркнул Миллер, «в те дни, сразу после нападения на Нью-Йорк, и в настоящее время Польша была, я надеюсь, на правой стороне».

Слова бывшего главы кабинета министров не показались убедительными польским журналистам. Gazeta Wyborcza констатирует: если премьер-министр предоставил американцам базу в Старе Кейкуты, он нарушил Конституцию. Миллер выразил уверенность в том, что в борьбе против терроризма нет методов, которые оказались бы неприемлемыми. Ровно в том же самом "была убеждена сталинская власть, которая боролась с «классовыми врагами»… продолжает издание, «тогда пытками и самооговорами принуждали обвинять других — как это сделало (делает?) ЦРУ с реальными или предполагаемыми террористами». Но дело не только в гражданском пафосе польской либеральной прессы. Если отставной президент Квасьневский сегодня перестал заниматься политикой, то Миллер является действующим председателем парламентской партии Союз левых демократических сил (SLD). Она хоть и теряет популярность, что показали итоги последних местных выборов, но остается на плаву, а ее руководитель допущен к многим важным государственным секретам. Даже если сенат США по своим соображениям не пойдет на официальное подтверждение осведомленности Миллера в том, как ЦРУ добывало информацию из узников тайной тюрьму, ничто не мешает какому-нибудь американскому чиновнику средней руки из разведывательного сообщества или Конгресса шантажировать одного из старейших польских политиков раскрытием компрометирующих его сведений. Неизвестно, что тогда для Варшавы будет хуже — стыд и позор от нарушения демократических традиций или «крот» в стенах власти.

Станислав Стремидловский — обозреватель ИА REGNUM