Сотрудники государственной противопожарной службы обратились в прокуратуру Архангельской области с просьбой квалифицировать законность действий по ликвидации и реорганизации Государственной противопожарной службы на территории области. В прокуратуре подтвердили поступление этого заявления.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости собственные источники в УГПС, с 1 октября Приказом МЧС № 336 от 2 июля 2003 года введена новая штатная структура. Теперь штат Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Архангельской области (далее УГПС) упразднен и личный состав (сотрудники: - лица рядового, младшего, среднего, старшего начальствующего состава, проходящие службу в соответствии с "Положением о службе в ОВД", работники) переведен, с переназначением на другие должности в штат Главного управления по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Архангельской области (ГУ Го и ЧС АО). Распоряжение федеральным имуществом, принадлежащим УГПС на праве оперативного управления, в связи с изменениями штатной структуры передано ГУ ГО и ЧС.

В заявлении говорится, что приказом МЧС №336 от 2 июля 2003 года нарушены ст.5, ст.6 ФЗ "О пожарной безопасности" (Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, ор-ганами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями) и, в частности, п.21 ст. 5, в которой говорится: "Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации" (Постановление Правительства № 849 от 23.08.1993года.) п.1 ст.5. "Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ) и т.д.

Деятельность ГУ ГО и ЧС АО определяется "Положением о Главном управлении гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Архангельской области", утвержденным Постановлением главы администрации Архангельской области № 151 от 7 октября 2003 года (далее Положение). Руководство деятельностью ГУ ГО и ЧС осуществляет глава администрации Архангельской области. Вышеуказанным Положением нарушается единоначалие и организационно-структурная подчиненность, то есть официальная направленность государственной службы, которая образует структурные подразделения, а их совокупность - государственный орган, определяющий сферу деятельности. Основанием для деятельности государственных органов и служб являются: Конституция РФ, законы и нормативные акты. Эффективность деятельности этих органов определяется законодательством и нормативными актами, регламентирующими деятельность государственного органа, а также его управления, материально-технического обеспечения, подбора и расстановки кадров и ряда других факторов.

В нарушение действующего законодательства, Положение наделяет ГУ ГО и ЧС АО следующими правами:

- Осуществление Государственного пожарного надзора (п. 16.3 Положения)

- Координация деятельности Государственной противопожарной службы (далее ГПС) (п.17.5 Положения)

- Определение порядка привлечения сил и средств ГПС (п.17.7 Положения)

- Установление порядка гарнизонной и караульной службы (п.17.8 Положения)

- Проведение аттестации противопожарных служб (формирований), а также пожарных (п.17.9 ч.13 Положения)

- Осуществление контроля за обязательной сертификацией, соответствием продукции и услуг в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями (п. 17.12 Положения)

- Проведение проверок подразделений Администрации области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам пожарной безопасности (п. 25 Положения)

- Представляет сотрудников ГПС к назначению на должности и увольнению и представлению к специальным званиям (п.28.8, п.28.9 Положения)

- Применяет дисциплинарные взыскания к сотрудникам ГПС (п.28.20 Положения)

Предоставление ГУ ГО и ЧС АО прав по осуществлению Государственного пожарного над-зора, контроля за сертификацией, проведение проверок по вопросам пожарной безопасности, а также прямого вмешательства в деятельность Государственной противопожарной службы нарушает законодательство в области: Пожарной безопасности и лицензирования отдельных видов деятельности, а также других нормативных актов, и, в общем, целостность основных систем безопасности в Российской Федерации, предусмотренных ч.2 ст.8 Федерального зако-на "О безопасности": "Создание органов безопасности, не предусмотренных законодательством РФ, не допускается". При этом, в статье 11 данного закона указано, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, и что состав Сил и средств обеспечения безопасности создаётся и развивается в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя, в том числе, Государственную противопожарную службу (статья 12 ФЗ "О безопасности").

При этом одновременно нарушается Конституционный принцип - Единства государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, что подтверждено Договором о разграничении предметов ведения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 года), а именно: ст. 71 Конституции РФ, где говорится:

В ведении Российской Федерации находятся:

- Федеральная собственность и управление ею;

- Федеральная государственная служба;

и ч.2 ст.4 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

В связи с реорганизацией (а по сути - ликвидацией) УГПС нарушается система надзора на территории Российской Федерации и субъекта РФ, осуществляемая специальными органами государственного управления (ст. 6 ФЗ "О пожарной безопасности").

ГУ ГО и ЧС АО в соответствии с п.4 Положения является структурным подразделением государственной власти Архангельской области (субъекта РФ), и в системе МЧС России руководствуется нормативными актами по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуще-ствлению надзорных функций, прохождения службы; в полном официальном названии ГУ ГО и ЧС АО отсутствует наименование МЧС, что предусматривает отсутствие Главного управления ГО и ЧС АО в системе МЧС.

В соответствии со штатом 39/21 от 19.09.2003 года личный состав ГПС передан в ведение ГУ ГО и ЧС АО и выведен из штатов управления ГПС, с переназначением на должности сотрудников ГУ ГО и ЧС. Данные должности (сотрудник ГО ГУ и ЧС) не предусмотрены нормативно - правовыми актами РФ, что может лишить их льгот, выслуги лет, пенсионного обеспече-ния и окладов по должности и званию, а также соответствующих надбавок, предусмотренных "Положением о службы в ОВД", "Законом о милиции", Постановлениями Правительства и нормативными актами.

При прохождении военной службы ГУ ГО и ЧС руководствуется ФЗ "О статусе военнослужащих", а прохождение службы в ГПС регламентируется "Положением о службе в ОВД". Перевод личного состава ГПС в прямое подчинение к военнослужащим Гражданской обороны нарушает целостность сил и средств ГПС, обеспечивающих безопасность. Сами силы безопасности созданы и развиваются строго в соответствии с Решениями Верховного совета РФ, Указами Президента, Постановлениями Правительства и иными законодательными актами, и порядок реорганизации, преобразование, ликвидация федеральных государственных служб, а также их подразделений и передача их функций и имущества осуществляется Президентом Российской Федерации и его представительными органами.

Кроме того, в заявлении говорится, что в настоящий момент происходит ликвидация (реорганизация) сил и средств, а также передача функций пожарного надзора ГПС структурных подразделений, охраняющих территории районов области (с передачей численности и имущества), в подчинение местным органам самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственной власти.