Как униаты сами себя из Крыма выселяют: история одной провокации
Украина, 6 декабря, 2014, 19:48 — ИА Регнум. В украинской прессе происходящее в Крыму освещается вполне предсказуемым образом. Хорошие новости не замечаются. Плохие — раздуваются. Когда плохих новостей нет — они выдумываются.
Вот один из примеров. Одна из постоянных тем украинских СМИ — религиозные гонения в Крыму. Мол, злобные русские запрещают служить всем, кроме РПЦ МП. А главный якобы пострадавший (за правду) — это греко-католическая (униатская) церковь.
Это та самая униатская церковь, которая в феврале отправила своих львовских студентов и преподавателей на майдан. Та самая униатская церковь, чьи священники благословляли активистов перед тем, как активисты шли бить милицию цепями и брызгать в милиционеров газом. Та самая униатская церковь, чьи проповедники с амвонов и на митингах призывают убивать врагов и вместо прежнего «Слава Иисусу Христу» говорят «Слава Украине».
Это та самая униатская церковь, чей глава ездил в феврале в США и просил тамошних чиновников поддержать майдан и навести порядок на Украине. Та самая униатская церковь, глава которой после майданных «москалей на ножи» заявляет: до Крыма между украинцами и русскими не было никакого напряжения. Та самая униатская церковь, от чьего главы никто так и не дождался призыва к миру, единству, пониманию.
В чем же заключаются крымские гонения? Униаты утверждают, что их церковь не регистрируют, а священников выселяют и новых не пускают. А все потому, что Кремль ненавидит демократию и свободу и борется со всеми, кто за свободу.
В конце октября глава униатской церкви Святослав Шевчук заявляет: греко-католики в Крыму могут остаться без церкви, с 1 января 2015 УГКЦ на полуострове может оказаться вне закона, все церковные помещения и храмы будут конфискованы: «Так называемая крымская власть издала новый закон, согласно которому все религиозные организации до конца года должны пройти процесс перерегистрации. Требования очень непростые. Но даже если бы мы все требования выполнили, то нет никакой гарантии, что действительно и перерегистрация подтвердит право на существование греко-католической общины в Крыму».
В десятках украинских изданий — почти ежедневные новости: Россия борется с греко-католической церковью, греко-католики Крыма останутся без приходов, Россия не дает визы греко-католическим священникам, Россия организует религиозные гонения на неугодных.
Теперь — о реальности. Священники униатской церкви продолжают работать в тех же крымских приходах, где работали и раньше. Их деятельности никто не мешает.
После возвращения республики в состав России религиозные организации должны пройти перерегистрацию по российскому законодательству. Как они ранее были зарегистрированы в украинском Минюсте, так же теперь должны быть зарегистрированы в Минюсте российском. Самая обыкновенная практика.
Никаких «непростых требований» к процедуре регистрации религиозных общин не предъявляется — требования мало изменились в сравнении с украинскими. Главной проблемой униаты (а также православные киевского патриархата) называют то, что документы на перерегистрацию может подавать только гражданин России. Вы представляете? В российском регионе нужно, чтобы документы подавал гражданин России!
Зарегистрированная община имеет право продолжать свою деятельность и, в частности, приглашать священников из других стран. А если она не зарегистрирована, то ни вести свою деятельность, ни приглашать священников она не может.
На регистрацию общин было выделено полгода — с 1 июля по 31 декабря. Вчера, 5 декабря, ИА REGNUM сообщили в Минюсте РФ, что, по состоянию на 4 декабря, документов на регистрацию общин греко-католическая церковь не подавала. А поскольку заявления от униатов не поступало, государство не может выдать им разрешение.
У греко-католической церкви в Крыму было полгода, чтобы продлить свою регистрацию уже по новым законам. Однако униаты даже не попробовали этого сделать. Вместо этого они упражнялись в заведомо ложных заявлениях о религиозных гонениях в Крыму. Они утверждали, что у них проблемы с регистрацией (в то время как документы даже не были поданы). Они утверждали, что их священников не пускают в Крым (не уточняя, что для приглашения священников нужно всего лишь зарегистрировать общину и что этого сделано не было).
Униатская церковь своими собственными действиями препятствует своей работе в Крыму, одновременно обвиняя в этом государство. По-видимому, политика интересует их больше, чем паства. По крайней мере, ими было сделано все, чтобы покинуть Крым: документы за пять месяцев не поданы, а лживых и провокационных слов сказано столько, чтобы уж точно настроить российское государство против себя.
Больше всего это напоминает провокацию. Можно вообще не подать документы и говорить, что нас не зарегистрировали, — вариант, рассчитанный на идиотов. Можно подать документы в последний день или подать их в ненадлежащем виде — а потом жаловаться на отказ по политическим мотивам; вариант, рассчитанный на общественных активистов.
У униатской церкви было два пути в сложившейся в Крыму ситуации. Первый: регистрировать общины по новым законам и продолжать свое служение ради своей паствы. Ради той же паствы не вступать в открытое противостояние с российским государством или, по крайней мере, не использовать такое количество провокационной лжи.
Второй вариант: не сделать ничего, что позволило бы остаться в Крыму, и сделать все, что способствовало бы отъезду оттуда. Какой выбор сделан по состоянию на сегодня — вполне очевидно.
Андрей Ильинский — специально для ИА REGNUM