Для политиков и поляков, интересующихся политической жизнью страны, минувшая неделя прошла под знаком подытоживания второго тура выборов в органы местного самоуправления, который состоялся в последнее воскресенье, 30 ноября. Этот дополнительный этап голосования был необходим там, где ни один из кандидатов на пост главы местного самоуправления не получил в первом туре (16 ноября) свыше 50% голосов избирателей. На этот раз поляки выбирали между кандидатами-финалистами в 890 городах и районах, в том числе в 10 из 16 самых крупных городов — столиц воеводств, в частности, в Варшаве, Вроцлаве, Гданьске, Щецине, Кракове и Катовицах.

Без провала и с геем на велосипеде

На этот раз обошлось без скандала, который разразился вокруг первого тура этих выборов 16 ноября. Тогда в течение целой послевыборной недели Государственная избирательная комиссия была не в состоянии представить официальные данные, касающиеся итогов первого тура. В качестве причины она ссылалась на аварию недавно внедренной компьютерной системы подсчета голосов.

Но поскольку момент объявления этих данных откладывался многократно, переносился со дня на день, многие начали подозревать попытку фальсифицировать результаты выборов, тем более что — как вытекало из последующих данных комиссии — около 20% голосов признано недействительными. Не случайно у штаб-квартиры Государственной избирательной комиссии тогда прошла многочисленная демонстрация под лозунгом «Стоп избирательным манипуляциям!», ее участники ворвались в здание, требуя безотлагательной отставки всех членов комиссии.

Ярослав Качиньский, лидер главной оппозиционной силы в стране, партии «Право и справедливость», мечтающий о победе в приближающихся парламентских выборах и о кресле премьер-министра страны, не скрывал своей ярости и поставил однозначный диагноз: «Выборы были сфальсифицированы». По данным на минувшую среду, суды уже получили почти 1,5 тысячи протестов, связанных с выборами, — это более чем в три раза больше по сравнению с предыдущими выборами 2010 года.

Хотя в шести из десяти крупнейших городов победили кандидаты правящей в стране «Гражданской платформы», оценка итогов польских выборов лишь с точки зрения их партийной принадлежности была бы неадекватной. Причина этого, в частности, такова: часто глава городского или районного самоуправления после того, как выигрывает выборы под знаменем определенной партии, на очередной срок баллотируется от имени собственного избирательного комитета, стремясь к роли «независимого» местного князька. При этом оппозиционная партия «Право и справедливость» показала свою силу в малых городах и районных центрах. Поэтому на этот раз Ярослав Качиньский не имел поводов для недовольства, наоборот — с большим оптимизмом говорил об итогах второго тура: «Это хорошие результаты. Для нас это очень, очень значительный прогресс по отношению к первому раунду и предыдущим выборам. Это результаты, которые прекрасно предсказывают будущее — и президентские, и парламентские выборы».

После скандала, связанного с первым туром выборов, многие избиратели отказались от участия во втором туре. Поэтому явка упала до уровня 30%. В таких условиях, как подчеркивали комментаторы, очень трудно было «свергнуть» правящих президентов городов, за которых голосовал весь чиновничий аппарат местного самоуправления и муниципальных предприятий вместе со своими семьями.

Однако, несмотря на это, в некоторых важных городах удалось привести к смене власти: например, в Познани, где президент города окопался на своем посту с 1998 года. С другой стороны, такой смены не было в Варшаве, хотя кандидат «Права и справедливости», политик даже не второго, а третьего эшелона этой партии, к удивлению многих добился очень приличного результата (собрал 43,2% голосов).

Наиболее горячей темой недели послевыборных дискуссий стал выбор на пост президента Слупска, 100-тысячного города на северо-западе страны, известного депутата Сейма Роберта Бедроня, называемого «главным геем Польши». Для завсегдатаев варшавских политических салонов и публицистов, претендующих на роль эталона политической правильности, его выбор был «свидетельством растущей толерантности поляков» и событием исторического формата.

Для самих же поляков, поддержавших его кандидатуру, более важными, чем его сексуальная ориентация, оказались его слова о новом стиле правления городом: «Я обещаю, что три лимузина, которые сейчас находятся в распоряжении президента города, моими лимузинами не будут. Я езжу на велосипеде и символически пересяду из лимузина на велосипед: это будет скромная президентура и скромный чиновничий аппарат, потому что и город скромен, это один из городов с самой высокой задолженностью в Польше».

Советник смоленской секты

Регулярно в течение последних более четырех лет со дня Смоленской катастрофы (в которой 10 апреля 2010 года погибла вся официальная польская делегация во главе с тогдашним президентом Лехом Качиньским) на головы поляков обрушивается какая-то в большей или меньшей степени сенсационная весть, касающаяся причин этой трагедии. На минувшей неделе Андрей Илларионов, экс-советник президента России по экономической политике (в 2000-2005 годах) выступил в роли эксперта парламентской группы, в состав которой входят лидеры так называемой смоленской секты — свято верящие в покушение на президента Леха Качиньского и в «руку Москвы» в его подготовке и проведении.

«По-прежнему мы не знаем, почему самолет, который упал с высоты 50 метров, распался на маленькие обломки на такой большой территории. В случаях похожих катастроф не было таких разрушений. Не было также случая, чтобы погибли все пассажиры. Всегда часть из них выживала», — заявил Илларионов. И добил журналистов своими «экспертскими» знаниями: «Никакая береза не в состоянии сломать крыло самолета. Это абсолютно ясно. Мы должны постоянно задавать вопросы об этом», подчеркнув, что он «сам сформулировал семь вопросов, касающихся этой катастрофы, 4,5 года тому назад, и до сих пор мы не получили от российской стороны никакого ответа».

Экс-советник президента России поделился с польскими телезрителями также своими воспоминаниями о том, что уже 10 лет тому назад в Кремле появилась идея аннексии Украины, а прежде всего захвата Крыма с Севастополем и Киева. Он также пощекотал нервы поляков своими размышлениями об очередных мировых войнах. На вопрос о так охотно муссируемой журналистами главных средств массовой информации возможности Третьей мировой войны он ответил, что — по убеждению Кремля — Третьей мировой войной была холодная война 20 лет назад, и она закончилась. Сейчас Россия ведет Четвертую мировую войну — «против Запада, который исповедует иные ценности, чем Россия».

Украина и танки без снарядов

Украина, хотя многие поляки уже устали от затянувшегося кризиса, на минувшей неделе снова привлекла внимание общественного мнения, причем в двух аспектах: общечеловеческом и официальном. Сначала появилось сообщение о гибели в Донбассе польского гражданина, с противоречивыми версиями обстоятельств случившегося. В конце концов официальные разъяснения представил польский МИД. Поляк жил в Донецке, скончался в больнице Харькова. «В понедельник вечером в Донецке произошла авария. Автомобиль, на котором ехал поляк, столкнулся с автомобилем сепаратистов. Произошла ссора. Наш гражданин был ранен. Скорая помощь отвезла его в больницу Харькова», — заявил представитель МИД по делам печати.

В официальной плоскости Украина появилась в связи с Дональдом Туском, который оставил пост премьер-министра Польши и в понедельник, 1 декабря, вступил в должность председателя Евросовета. Одной из первых встреч, которую он провел в Брюсселе, стала встреча с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Туск отметил, что кризис на Украине фундаментально изменил ситуацию на Европейском континенте с точки зрения безопасности и представляет собой угрозу для мирового порядка, который сформировался после холодной войны. По его словам, конфликт должен быть урегулирован на основе сентябрьских соглашений, достигнутых в Минске, при сохранении независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины.

«На России лежит особая ответственность. Она должна уйти с Украины и прервать поставки войск и техники сепаратистам, обеспечить эффективный контроль над границей и позволить ОБСЕ выполнить ее миссию», — потребовал глава Евросовета.

В свою очередь, чтобы обезопасить Польшу перед нашествием российских танков, министерство обороны заказало 13 тысяч противотанковых снарядов, которыми будут стрелять польские танки Leopard немецкого производства, полученные после их «демобилизации» из бундесвера. Но уже после подписания контракта оказалось, что эти снаряды были новинкой в 80-е годы, а сейчас они не в состоянии, как отмечают эксперты, пробить броню российского Т-90. Причем, что интересно, польские танки Leopard не прошли модернизации, поэтому и так не приспособлены к стрельбе более современными боеприпасами.

Не только Украина, также проблема российского эмбарго на поставки продукции польского сельского хозяйства и пищевой промышленности возвращается в Польше периодически и в разных контекстах, как бумеранг. На прошедшей неделе стало известно о том, что трудности докатились, в частности, до известной в течение многих лет также в России марки «Hortex». Одна из фабрик, занимающаяся производством мороженных овощей и фруктов в восточной Польше, в ближайшее время уволит почти половину из 350 работающих.

Радость и грусть

На минувшей неделе не было нехватки забавных, грустных и радостных событий, которые привлекли внимание поляков. До слез развеселили их депутаты местного совета из города Тушин (под Лодзью). Они размышляли над тем, стоит ли присвоить имя Винни Пуха одной из детских игровых площадок. После бурной дискуссии они отвергли предложение, поскольку Винни Пух — это «создание с неопределенным полом», к тому же «не носит трусов». Сторонников Винни Пуха своими аргументами добила директор местного лицея, по специальности учительница польского языка. Она открыла страшные тайны не только самого Винни Пуха, но и автора сказки: «Представьте себе, что когда ему исполнилось 60 лет, он отрезал себе яйца заржавевшей бритвой — все из-за того, что у него были проблемы с сексуальностью».

Тем временем трудно было смеяться над реакцией некоторых политиков правого толка на предложение почтить минутой молчания в Сейме память умершего на предыдущей неделе Станислава Микульского — известного также в России Ханса Клосса из фильма «Ставка больше, чем жизнь». Даже в такой момент не удалось избежать постыдной ссоры с упреками в адрес покойного о том, что не бойкотировал государственного телевидения во время военного положения в Польше в начале 80-х годов, к тому же был в составе Национального совета Общества польско-советской дружбы, а позже директором Польского центра культуры при посольстве ПНР в Москве.

Всю неделю поляки переживали за жизнь 2-летнего мальчика, который ночью, при температуре минус 7 градусов, вышел из дома в одной пижаме и был найден у реки в состоянии глубочайшей гипотермии: температура его тела упала до 12 градусов. Он был быстро перевезен в одну из краковских больниц, где специалисты, подключив его к искусственному сердцу и легким, начали постепенный обогрев его крови. Несколько дней спустя ребенок начал подавать первые признаки жизни, его выздоровление проходит благополучно. Это рекордный успех польских врачей: до сих пор удавалось спасать замерзнувших с температурой их тела на уровне 14 градусов.