Оренбург поставил перед собой цель — развивать сеть логистических услуг и стать «сухим портом». На IV Евразийском экономическом форуме «Оренбуржье — 2014» эксперты говорили о реальности проекта и его выгоде, передает 5 декабря корреспондент ИА REGNUM.

Отметим, что в Оренбурге подходит к концу второй день работы Евразийского экономического форума. Проведение мероприятия такого масштаба немыслимо без обсуждения важной для будущего региона темы — развития логистической инфраструктуры и совершенствования транзитного потенциала пространства нового союза.

Участники форума выразили мнение, что, осознав себя логистическим и культурным центром ЕАЭС, и рассматривая логистический потенциал как основу проекта развития, Оренбургская область уверенно движется в этом направлении. На круглых столах рассматривались варианты сотрудничества в создании сети логистических центров и терминальной инфраструктуры сухого порта, обсуждались перспективы развития аэропортов, железной дороги, автомобильных трасс, формирования аграрно-логистических центров, и, конечно, строительства участка Международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай».

По словам заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Натальи Струнцовой, создание мультимодального транспортно-логистического центра позволит повысить конкурентоспособность транспортной системы и доходность транспортного комплекса в целом.

Оренбургский транспортный узел — один из значимых в ПФО по объемам переработки грузов и количеству пассажиров. Он сложился на пересечении транспортных коридоров и имеет два международных аэропорта.

За 10 месяцев 2014 года пассажиропоток аэропорта «Оренбург» составил 565238 человек, что на 15% больше показателя за аналогичный период 2013 года. Положительная динамика наблюдается как на внутренних, так и международных воздушных линиях. «Стремимся, чтобы Оренбург стал хабом и из него можно было улететь в любую точку мира», — сказал генеральный директор ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт „Оренбург“ Сергей Калиновский.

На внутренних линиях прирост идет за счет того, что создана местная авиакомпания. Межрегиональные перевозки пользуются спросом, и мощности воздушного парка уже не хватает. Но уже 6 декабря в Оренбуржье поступят еще два новых чешских маломестных самолета, что позволит расширить географию полетов. В планах компании — развитие аэровокзального комплекса и строительство грузового терминала.

Южно-Уральская железнодорожная компания тоже идет в ногу со временем. В планах железнодорожников — строительство вторых путей на участке Красногвардеец — Сенная протяженностью 103 км (требуется вложений на сумму примерно 24 млн рублей) и электрификация участка Оренбург — Сенная протяженностью 673 км (стоимость — 30,7 млн рублей). Реализация мероприятий позволит увеличить скорость движения поездов. Кроме того, по словам заместителя начальника по экономике ЮУЖД — филиала ОАО „РЖДАлександра Сельменских, компания перестраивает систему перевозки грузов. Использование твердой нитки графика (четкого расписания отправки и доставки грузов) создает преимущества по сравнению с автоперевозкой грузов.

Как отметила вице-губернатор Наталья Левинсон, в данном случае возникает экономия для бюджета — так как грузопоток будет распределяться равномернее между автомобильным и железнодорожным транспортом, сохранность дорожного полотна будет выше.

Заместитель директора ОАО „РЖД Логистика“ в г. Екатеринбурге в Обособленном подразделении г. Челябинске Алексей Плаксин считает, что логистические услуги „способны запустить развитие не только отдельно взятого предприятия, но и всего региона в целом“.

Так, значительное влияние на региональную экономику окажет реализация такого мощного проекта, как строительство участков дорог международного транспортного маршрута „Европа — Западный Китай“. По словам руководителя ГУДХ Оренбургской области Дмитрия Хусида, по опорным точкам маршрут в РФ уже утвержден. Трасса Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — это „ворота“ в Азию.

В Оренбургской области на сегодняшний день готов проект по двум направлениям: с использованием существующей федеральной сети дорог (на территории региона 467 км) и строительство скоростного участка, который будет платным для проезда (172 км). Исполнительный директор Евразийской аграрной ассоциации Дмитрий Семин подчеркнул, что белозерная пшеница выращивается только в Оренбургской области.

Он также заявил, что Оренбуржье в евразийском сообществе должно быть на первом месте по перевозке зерна. По словам эксперта, на потерю позиции повлияла реорганизация РЖД и передача зерновозов коммерческим организациям, для которых качество не стоит в приоритете. А ведь, как заметил Семин, можно извлекать прибыль, когда качество находится на первом месте. Например, в Московской области пекут хлеб из оренбургского зерна. Очень вкусный хлеб!».

Эксперт также отметил, что создана Евразийская аграрная ассоциация, во главе угла в которой поставлена наука. «Надеемся заключить с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом соглашение о взаимодействии по созданию межгосударственной программы „Зерновой поток“ (рабочее название). Мы считаем, что глава региона „зрит в корень“. Средний возраст зерновозов превышает 25 лет при сроке эксплуатации — 30 лет. Есть Орский вагоностроительный завод, где можно выпускать новые зерновозы в соответствии с транспортной стратегией. Готовы лоббировать интересы аграриев и оказывать содействие».

Отвечать интересам аграриев должен и аграрнологистический центр (приоритетный инвестпроект), о котором говорил председатель совета директоров ЗАО «Базис Агро Логика» Владимир Колесников. Такой центр будет заниматься сортировкой, упаковкой и перевозкой плодоовощной продукции. «Аграрнологистический центр — это серьезный толчок для развития пищевой промышленности в регионе. Думаю, проект заинтересует предпринимателей, и они его поддержат», — сказал Колесников.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, недавно оренбургская делегация посетила Китай, где изучала систему работы логистического центра в г. Харбине, в котором сельхозпродукция проходит полный производственный цикл — от переработки сырья до отгрузки готовой продукции.

«Инвестклимат в Оренбургской области — это реальные действия», — подчеркнула Наталья Левинсон. По ее словам, политика регионального правительства, проводимая в отношении инвесторов, приносит свои плоды: за пять лет объем инвестиций в регион значительно вырос. По ее мнению, амбиции Оренбуржья по созданию «сухого порта», включающего в себя как терминалы, инфраструктуру агрологистики, совсем не голословные заявления. Регион движется к достижению цели.

Напомним, что в июне 2014 года и.о. губернатора области Юрий Берг озвучил задачу — создать в Оренбурге «сухой порт»: «Необходимо срочно приступить к развитию сектора логистических услуг. Наш регион — это крупный мультимодальный транспортный узел. Что дает нам возможность стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов со Среднего Востока и из Центральной Азии. „Сухой порт“ в Оренбуржье — наша практическая цель! Это свободная ниша, куда может прийти бизнес. А мы со своей стороны поможем! Сетями, дорогами, финансами».