"Комплементарная политика официального Еревана на сегодняшний день является наиболее приемлемым внешнеполитическим курсом, позволяющим поддерживать нормальные и взаимодополняемые отношения с государствами мира", - заявил 30 ноября в интервью телекомпании "АрмНьюз" министр иностранных дел Армении Вардан Осканян.

Глава армянского внешнеполитического ведомства выразил надежду, что новые власти Грузии также станут проповедниками комплементарной политики, ибо "кризис в Грузии в большей степени был обусловлен отсутствием сбалансированного внешнеполитического вектора". "Крупной ошибкой бывшего грузинского руководства явился и вовсе неуместный выбор, перед которым оно себя поставило: или Россия, или США. Нечто похожее, особенно в начальный период развития независимого государства, имело место и в Азербайджане. Однако Алиеву-старшему удалось достаточно быстро сориентироваться и выпрямить явный политический перегиб. Во всяком случае, он ясно осознал, что на сегодняшний день не существует столь радикально выраженного исторического запроса, и зря Азербайджан ставит перед собой такой выбор. Грузия же на такой шаг не решилась и сильно просчиталась. Новое руководство официального Тбилиси должно из этого извлечь соответствующие уроки. В противном случае, ему едва ли стоит надеяться на стабильность в стране и динамичное социально-экономическое развитие", - заявил Вардан Осканян.

Сбалансированный внешнеполитический курс официального Еревана, по мнению министра, является одним из важнейших факторов, непосредственно предопределяющих высокие темпы экономического развития Армении. "Наши отношения с Вашингтоном с каждым годом активизируются и вычерчивают новые, все более высокие рубежи взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и в военной сфере. Однако это обстоятельство не мешает Еревану укреплять стратегическое партнерство с Россией - как с главным своим союзником", - подчеркнул дипломат.

Армения крайне заинтересована в достижении стабильности на всем Южном Кавказе, залогом которого, по убеждению министра, и является безальтернативный для всех стран региона комплементарный курс во внешней политике. "Южный Кавказ - регион небольшой, и он не может себе позволить быть сосредоточием разных, взаимоисключающих ориентиров, тем более что таковых собственно и не существует. Наш регион призван стать центром взаимодополнения и в этом, по сути, должен быть заключен наш общерегиональной интерес", - отметил глава внешнеполитического ведомства Армении.

В качестве примера практической оправданности комплементарного курса он указал и на солидные достижения Еревана в хозяйственной сфере. "В плане темпов экономического развития, Армения, право же, напоминает известные восточно-азиатские прецеденты и по этой аналогии имеет все права именоваться "Кавказским тигром". Сегодня экономический рост в стране составляет 15%, тогда как у наших соседей - Азербайджана и Грузии, при наличии даже топливных месторождений и выгоднейших транспортных коммуникаций, аналогичный показатель составляет около 10% и 6% соответственно. В странах СНГ средний рост ВВП приближается к 7%. Практически, в Армении данный коэффициент вдвое превосходит средний по СНГ и даже по Европе. Это, конечно же, никак не означает, что в Армении отсутствуют острейшие социальные проблемы. Отнюдь. Но в данном случае речь идет именно о темпах роста. Это действительно прыжки", - заявил Вардан Осканян.

Министр позволил себе также весьма любопытный экономический прогноз: "Если бы хозяйство Армении развивалось 6% темпами ежегодного роста, то нам понадобилось бы 25-30 лет для решения социальных проблем. Однако в случае сохранения двузначных показателей нам это удастся в промежутке 10-15-и лет. К 2020-му году Армения может обеспечить среднеевропейский уровень благосостояния своих граждан".

Современный этап развития международной политики выносит на суд новых независимых государств принципиально новый, жаждущий своего практического разрешения, вопрос: возможно ли обеспечение достойного уровня гражданского благосостояния, в одной отдельно взятой стране, если она расположена в пропитанном острейшими этническими противоречиями и в целом слаборазвитом регионе?

Министр ИД Армении считает такую перспективу вполне реальной, конечно, при условии наличия гибкой внешней политики. Вместе с тем он признает хрупкость региона и как следствие этого - взаимообуславлиемость региональных процессов. "80% армянского товарооборота, сегодня осуществляется через территорию Грузии. Можно только вообразить, что станет с армянской экономикой, если кризис в Грузии затронет ее коммуникации. Поэтому всегда существует необходимость в функционировании альтернативных путей. По вопросу открытия армяно-турецкой границы Ереван и Анкара на уровне министров иностранных дел уже вступили в соответствующий диалог. Моя очередная встреча с турецким коллегой Абдуллой Гюлем состоится 3-го декабря в Брюсселе. Важно, что новые власти Анкары лучше понимают позицию Еревана: проблема Нагорного Карабаха - не есть предмет армяно-турецкого торга. Это отдельный вопрос, который решается с другим государством", - подчеркнул Вардан Осканян.

Касательно собственно нагорно-карабахской проблемы министр сообщил, что предстоящий 5-8 декабря визит сопредседателей Минской Группы ОБСЕ в регион призван прояснить некоторые нюансы, ибо "по, крайней мере для меня, не совсем понятен смысл обещанных посредниками "новых идей на базе старых". В любом случае, ждать осталось недолго".