Торжественная церемония стыковки железнодорожной магистрали «Юг-Север» состоялась 3 декабря на приграничных станциях Этрек (Туркменистан) и Инче-Бурун (Иран) при участии президентов Туркменистана, Казахстана и Ирана.

Совместными усилиями трех государств построена железнодорожная линия длиною более 900 км. — от Казахстана через туркменскую пустыню Каракумы в горную провинцию Гулистан на севере Ирана. Проект осуществлялся при содействии Азиатского и Исламского банков развития.

Узловыми пунктами на этом маршруте стали казахстанская станция Узень, туркменские Кызылгая, Берекет и Этрек, а также иранская Горган.

Почти 700 км. пути приходится на территорию Туркменистана. Именно завершение его строительства и стыковка с иранским участком означают полномасштабный пуск нового транспортного коридора, который произошел 3 декабря.

Напомним, что соглашение о строительстве дороги Казахстан — Туркменистан — Иран (КТИ) было подписано лидерами трех государств в 2007 г., работы начались в 2009 г.

Казахстанский участок (120 километров) был закончен первым — в 2012 г., а в 2013 г. состоялась его стыковка с туркменским участком Кызылгая — Берекет. В посвященном этому событию торжестве приняли участие президенты Туркменистана и Казахстана.

«В связи с прокладкой железной дороги в направлении Персидского залива товарооборот Казахстана за этот год вырос на 38%», — констатировал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, прибывший 2 декабря с официальным визитом в Туркменистан для участия в торжественной церемонии.

Представители трех стран утверждают, что объем грузов вырастет с 3 до 10 млн тонн в год.

«Сегодня нами предпринят важный шаг в плане удовлетворения потребностей региона и развития региональных государств. Однако это лишь первый шаг, и он должен получить дальнейшее развитие», — подчеркнул президент Ирана Хасан Рухани.

По словам иранского президента, новая железная дорога не только связывает Иран, Туркменистан и Казахстан, но делает более доступными Персидский и Оманский заливы для среднеазиатских республик, России и Китая. Рухани убежден, что «железная дорога Иран — Туркменистан — Казахстан позволит перевозить миллионы тонн грузов и десятки тысяч пассажиров в течение года, однако ее потенциал следует постоянно наращивать».

Эксперты считают, что железнодорожный транзит, который предлагают сегодня Казахстан и Туркменистан, может послужить и расширению экономических связей России и Ирана в смысле реализации российско-иранского торгового договора о поставках иранской нефти в обмен на российское зерно, оборудование и другие промышленные товары.