В литовской Клайпеде сегодня, 3 декабря, после проведения всех тестовых работ, официально объявлено о начале работы плавучего СПГ-терминала, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Однако, как признаются в компании Klaipėdof nafta, ответственной за реализацию проекта терминала сжиженного газа, все работы перед стартом выполнить не удалось.

Хотя терминалу дан официальный старт, страсти не утихают из-за газопровода, проложенного по дну Куршского залива в условиях сомнительной безопасности. Сначала газопровод, соединяющий корабль терминала с сушей, планировалось строить на глубине нескольких десятков метров под дном залива. Но немецкая компания PPS Pipeline Systems не смогла справиться с грунтом Клайпедского порта и вовремя пробурить трассу для газопровода. Подрядчики начали прокладывать трубу на глубине всего полтора метра — вдоль дна залива. Работы все еще шли и тогда, когда в Клайпеду уже прибыл корабль хранилище Independence.

«Несколько дней назад терминал получил лицензию, и мы официально стали оператором терминала СПГ. А эксплуатация, согласно договору с подрядчиком, будет осуществляться через временный трубопровод. Сейчас еще оборудуют постоянную трубу под Куршским заливом, которая должна быть завершена ко второму кварталу следующего года», — рассказал глава назначенной оператором терминала компании Klaipėdos nafta Мантас Барташка.

Сколько стоил построенный в Южной Корее корабль Independence, сегодня во время официального старта также не огласили. Известно только то, что Литва владельцу хранилища — норвежской компании Hoegh LNG — обязалась ежедневно платить по 0,5 млн литов (145 тыс. евро) за аренду корабля. Хотя Independence в Клайпедском порту пришвартовался в конце октября, счетчик аренды начал крутиться только сейчас, когда терминал официально начал работу.

Соглашение об аренде будет действительным в течение 10 лет. Потом Литва планирует купить у норвежцев корабль за остаточную стоимость, которая также не раскрывается.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в октябре в Литву из Южной Кореи прибыло судно-хранилище СПГ Independence. Компания Litgas с норвежской компанией Statoil подписала пятилетний контракт по поставке сжиженного газа в Литву. Всего ежегодно Statoil будет поставлять 540 млн кубометров газа — это только 20% потребностей Литвы. Между тем, максимальная мощность терминала — около 4 млрд кубометров газа, то есть почти в восемь раз больше. Утверждается, что этого хватит, чтобы покрыть потребности всей Прибалтики.

Тем временем, Statoil не называет конечную цену, по которой будет продавать газ Литве. Считается, что сумма составит от 329 до 366 долларов США за тысячу кубометров против 370 долларов США от Газпрома. Однако литовские эксперты предупреждают, что цена за сжиженный газ в зимний период может оказаться выше, чем за российский. Кроме того, в этой сумме не учитывается, что цена аренды терминала у компании Hoegh LNG за десять лет составит 429 млн евро, и почти 90 млн евро Литва уже вложила в создание инфраструктуры в порту Клайпеды.

Критики проекта считают, что всё это непременно будет заложено в конечную стоимость газа, и она станет гораздо выше, чем у российского. Стоит отметить, что Литва пока так и не нашла поставщиков, которые загрузят основную мощность СПГ-терминала. Называются различные варианты — от Катара до США. В свою очередь, норвежский министр по делам ЕС и европейского экономического пространства Видар Хельгесен 27 октября не исключил, что сжиженный газ, который норвежский Statoil будет поставлять в Литву, может оказаться дороже, чем предложит российский «Газпром». «Мы придерживаемся принципа, согласно которому не вмешиваемся в ценообразование», — сказал Хельгесен во время пресс-конференции в связи с прибытием в Клайпеду судна-хранилища газового терминала, отвечая на вопрос о том, как себя будет вести Норвегия, если Газпром снизит свои цены и Литве станет не выгодно покупать газ у Statoil.