Выступать 4 декабря с ежегодным посланием Федеральному Собранию президенту Владимиру Путину будет комфортнее, чем в аналогичном окружении его западным коллегам, но труднее, чем обычно, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 3 декабря.

Помимо традиционных вопросов, ответов на которые ждут в регионах, — что будет с региональными бюджетами и как их наполнять; области ждут сигнала о том, способен ли центр и дальше удерживать привычный объем поддержки, учитывая текущую экономическую ситуацию. «Вопрос не только по бюджетным отношениям, но и что будет дальше с экономикой, какой будет инфляция, какой курс рубля, удержит ли государство контроль над экономикой? В идеале все хотят узнать, сколько все это продлится. Хотя такой ответ вряд ли будет дан. Этих ответов ждут все», — отметил эксперт.

По мнению Макаркина, за счет присутствия благожелательных парламента, региональных властей и оппозиции, выступление Путина пройдет в психологически комфортной для него обстановке, ведь неудобных вопросов не будет. Но, скорее всего, он сам пойдет на обсуждение «острых» тем. «Путин пойдет на некомфортные темы, потому что если не идти, то вызвать реальное разочарование. Даже среди тех, кто будет ему аплодировать и поддерживать. Потому что и они тоже ждут ответов и будут транслировать свое настроение бизнесу и избирателям», — считает он.

В «проблемной зоне» остается актуальная тема смены экономической модели страны, о которой, скорее всего, будет говорить президент. Если предыдущая волна кризиса в 2008 году вызвала «отскок» развития страны, то сейчас речь идет не об отскоке, а о затяжном негативном процессе, для решения которого потребуются новые методы, а возможно и смена политической системы. «Если менять экономическую модель, но идти в сторону закручивания гаек, задействования правоохранительных органов в решение экономических задач, то можно „сорвать резьбу“. Здесь не только предприниматели разбегутся, но и граждане к новому дефициту не готовы. Если же провести либерализацию, освободить экономику, дать новые стимулы бизнесу, то возникает вопрос о степени либерализации. Если эта степень будет осторожной и небольшой, то эффекта не будет. Если идти на масштабные решения, в том числе касающиеся правоприменительной практики, то насколько эти решения будут соответствовать той политической системе, которая у нас сформирована. Возникает другой вопрос, что на серьезные политические изменения власти идти не хотят. Поэтому с точки зрения обстановки в зале будет комфортно, а с точки зрения решения этих задач, комфортности будет существенно меньше», — резюмировал эксперт.