Поправки в Избирательный кодекс Армении, которые предполагали переход к 100-процентной пропорциональной системе, не прошли с разницей всего в 5 голосов. На заседании Национального Собрания Армении 2 декабря за проголосовали 54 депутата, против — 59, воздержались — 4. Против выступили только представители правящей Республиканской партии Армении. И этого оказалось достаточно, чтобы провалить инициированные невластными партиями поправки.

Помимо перехода на 100%-процентную пропорциональную систему выборов в парламент, изменения предполагали уточнение избирательных списков и их большую прозрачность. Изменение системы выборов было одним из основных требований армянской оппозиции, проводившей уличные акции минувшей осенью. Это пункт под номером 10 в списке из 12 пунктов, которые оппозиционная тройка («Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс», «Наследие») предъявляла властям и которые, по сути, были властями отвергнуты.

Раннее, на фоне октябрьских многолюдных протестных акций, президент Армении Серж Саргсян заявил о возможности повторного рассмотрения требований. Представители тройки, однако, предложение властей начать переговоры по списку из 12 пунктов отвергли, взамен, как акт доброй воли, предложив правящей Республиканской партии выполнить требования пункта под номером 10. Невластная тройка предлагала перейти на стопроцентную пропорциональную систему, публикацию списков принявших участие в выборах граждан. По мнению тройки, эти изменения сделали бы прозрачными выборы в Армении. Представители оппозиции не раз заявляли, что после этих изменений власть во избежание «майдана» должна объявить дату внеочередных парламентских выборов. Однако власть не только не замечает неизбежность внеочередных парламентских выборов, но даже на «малые» уступки не идет.

До голосования 2 декабря пресс-секретарь Республиканской партии Армении, вице-спикер Национального Собрания Эдуард Шармазанов заявил, что этот вопрос перехода на стопроцентную пропорциональную систему можно обсудить в марте, когда президент Армении объявит о своем окончательном решении по поводу конституционных преобразований. Напомним, по мнению некоторых аналитиков, именно решение пойти на конституционную реформу стало причиной активности главной невластной силы страны: «Процветающей Армении». Оппозиция уверена, что с помощью конституционных реформ Серж Саргсян и его Республиканская партия хотят сохранить власть. Позднее было заявлено, что свое окончательное мнение действующий президент заявит после февраля.

Март фактически стал часом Х для армянской политической элиты. Обещанная революционная осень плавно переходит в многообещающую весну. И как итог этой бурной осени, когда после долгого перерыва на улицы Еревана вышло несколько десятков тысяч людей, готовых на активные действия, если на то будет воля лидеров оппозиции. Воли, как оказалось, не хватило у лидеров, или, вернее, у лидера. Так как всё, по крайней мере сегодня, зависит от желания и решительности лидера «Процветающей Армении». Гагик Царукян, хоть и не робкого десятка, как-никак чемпион мира по армрестлингу, с революцией не спешит и, по сути, ведет свою сложную шахматную партию. Убедившись, что имеет поддержку самого видного армянского революционера Левона Тер-Петросяна и его соратников, убедившись, что в любой момент может привезти на арендованных автобусах достаточное количество людей на площадь Свободы, Царукян начал свою игру: с одной стороны, с действующим президентом страны Сержем Саргсяном, с другой, со вторым президентом Робертом Кочаряном.

В армянских политических кулуарах распространилось мнение, что Кочарян эту заочную партию проиграл и утратил свое влияние на Царукяна, а вместе с этим и теоретическую возможность вернуться в большую политику в ближайшем будущем. О Кочаряне такое пишется и говорится не в первый раз, но сбрасывать его со счетов преждевременно. А о том, что параллельно с революционной деятельностью Царукян продолжает личные контакты с Саргсяном, было известно всегда. Но до последнего времени было понятно, что нет ничего, что может Царукян принять от Саргсяна. Простая логика подсказывает, что Царукян должен предложить Саргсяну, если уже не предложил, единственно возможный сценарий: объявление внеочередных парламентских выборов, создание коалиционного правительства. Взамен Царукян может гарантировать Саргсяну его президентское кресло до положенного 2018 года. Но это, если исходить из логики. В армянской политике все происходит иначе. И логика здесь не всегда работает. В вышеуказанном сценарии нет видимых механизмов возврата в политику Роберта Кочаряна. Но и тем не менее она не приемлема для действующей власти. Уверовавший в идею, что бедную Армению спасет Евразийский экономический союз, максималист Саргсян, видимо, уверен, что сможет провести шахматную операцию под кодовым названием «Джексон оказался женщиной» и сохранить реальную власть в стране.

Только вот слабое звено все-таки в операции Саргсяна есть. Фигура, которой собирается играть Саргсян и которую хочет в конце партии пожертвовать, поняла вкус повелителя толпы и может начать свою собственную игру.