Профсоюз: Графика увеличения зарплат латвийских учителей нет до сих пор

Рига, 1 декабря 2014, 13:19 — REGNUM  Латвийские педагоги жалуются, что до сих пор не разработан график, из которого было бы ясно, как именно будут увеличены зарплаты учителей, сообщает портал Lsm.lv.

В частности, глава Профсоюза работников образования (LIZDA) Ингрида Микишко заявила в интервью программе «Латвийского телевидения» «Утренняя Панорама», что именно в этом аспекте скрывается наибольшая опасность. По ее словам, все еще не ясно, будут ли выделены средства на повышение заработной платы в сентябре 2015 года — после вступления в силу новой модели оплаты труда педагогов. Это означает, что зарплата учителей может вырасти лишь 1 сентября 2016 года (когда педагогическая «минималка» окажется повышена до 400 евро, а минимальная зарплата в Латвии будет составлять уже 420 евро). Ингрида Микишко также напомнила, что каждую неделю от 13 до 18 часов учителя работают, не получая за это оплаты.

Министр образования и науки Марите СейлеЕдинство») также заявила о необходимости дополнительного финансирования для увеличения заработной платы и решения прочих проблем в образовательной системе. Сейле добавила, что введение новой модели оплаты труда будет очень напряженным, поскольку в переговорах будут принимать участие несколько партнеров, интересы которых в некоторых моментах серьёзно различаются. Она также указала, что аргумент о необходимости снижения числа педагогов может не соответствовать действительности, поскольку в Латвии довольно невысокая плотность населения. Это означает, что в стране по-прежнему будет значительное количество школ, в которых учителя станут работать на полставки.

Добавим, что настоящее время уже начато тестирование новой модели оплаты педагогов. Проверить, как она будет работать, согласились 60 латвийских школ. В процессе исследования, среди прочего, предстоит выяснить, сколько часов все-таки работают латвийские учителя. По мнению руководства школ, нагрузка на персонал слишком велика, но преподаватели вынуждены работать на пределе, чтобы получать достойную зарплату. По задумке авторов проекта надо сделать так, чтобы нагрузка сократилась, а зарплата сохранилась на прежнем уровне.

Но представители школ сомневаются в том, что этот план осуществим. «Сейчас есть случаи, когда один человек делает работу за двух. И понадобится еще один человек со стороны, в случае нашей именно школы, чтобы выполнять эту работу, чтобы учителя математики или латышского языка не перерабатывали. Но, конечно, если это финансируют. Я и сейчас могу взять дополнительных людей, но тогда зарплата учителей снизится вдвое», — пояснил директор одной из рижских школ Игорь Григорьев.

Представители школ с большим числом учеников и вовсе опасаются, что зарплата учителей после внедрения новой модели не только не останется на прежнем уровне, но и вовсе снизится. «Фигурируют цифры, глядя на которые, вроде бы надо думать, что будет меньше и что будет уравниловка среди больших и маленьких школ. Но большое учебное заведение требует больше работы», — утверждает директор одной из столичных школ Илона Бергмане.

Всего в ходе эксперимента будут проверены 6 критериев, основным из которых является пропорция «число учеников — число учителей». Предлагаемая модель предусматривает 13 учеников на 1 педагога. На данный же момент в школах наблюдается, в среднем, почти 16 учеников на 1 учителя. В Министерстве образования и науки Латвии не скрывают, что в будущем для внедрения новой модели потребуется дополнительное финансирование. Но вот будет оно или нет, пока неизвестно. «Министерство образования и науки работает для того, чтобы модель была готова. Таково было это решение политиков», — отмечает директор Департамента образования Минобрнауки Эвия Папуле.

По словам экспертов, введение новой модели необходимо, поскольку исследование, проведённое профсоюзом LIZDA, подтвердило, что существующая модель «Деньги следуют за учеником» не обеспечивает ученикам возможность получать качественное образование. Во многих районах Латвии у школ недостаточно средств чтобы оплачивать, к примеру, индивидуальные консультации, проверку домашних работ, а также исполнять другие обязанности. На сегодняшний день педагогам не оплачивают в среднем 18 часов в неделю и задолженность в среднем составляет 341,28 евро на человека. Исследование выяснило, что 86% педагогов считает, что государство не ценит их труд, выплачивая честное и мотивирующее вознаграждение.

Ещё до выборов в XII Сейм профсоюз заключил договорённости с восьмью крупнейшими политическими партиями Латвии — «Единством», Союзом «зеленых» и крестьян, VL-ТБ/ДННЛ, «Согласием», Региональным альянсом и «От сердца — Латвии». Их текст предполагает ежегодное увеличение финансирования из госбюджета — в том числе и на введение новой модели оплаты педагогов.

Напомним, крупнейший за последнее время протест учителей Латвии состоялся 12 мая. Тогда более 7 тысяч работников образования и науки потребовали у высокопоставленных должностных лиц обеспечить увеличение финансирования со стороны государства, чтобы повысить заработные платы, как минимум, на 10%. 11 декабря педагоги намерены провести пикет у Сейма с требованием найти необходимые дополнительные средства на зарплаты учителей. В настоящее время отрасли выделено 3 миллиона евро. В случае, если деньги не будут найдены, учителя обещают провести серию масштабных забастовок.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.