30 ноября в Егорьевском историко-художественном музее пройдет выставка работ участников проекта «Провинциальный эксперимент». Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 28 ноября в пресс-службе министерства культуры Подмосковья.

Проект, направленный на возрождение гуслицкой росписи, был разработан по инициативе музея и стал в этом году победителем всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» в номинации «Традиции и развитие», на которую было подано более 800 заявок.

Основная цель «Провинциального эксперимента» — напомнить о традициях гуслицкого письма и дать возможность желающим освоить это мастерство, где в идеале каждый штрих росписи должен быть тоньше ресницы.

Освоить технику как классического, так и интерпретированного гуслицкого письма на бумаге новичкам помогала команда профессиональных художников, разработавших также макеты для самобытной сувенирной продукции. По замыслу организаторов проекта «Провинциальный эксперимент», занятие гуслицкой росписью для некоторых из учеников может стать не только хобби, но и источником реального дохода.

«Народные художественные промыслы отражают национальную самобытность и помогают беречь и сохранять традиции наших предков, — напомнил министр культуры Московской области Олег Рожнов. — Прекрасно, что именно в Егорьевском историко-художественном музее, где хранятся старинные старообрядческие певческие книги, украшенные этой необыкновенно красивой росписью, специалисты пытаются осмыслить, систематизировать и сохранить гуслицкое наследие. Воссоздание традиций гуслицкой росписи — важный шаг, сделанный на пути к возрождению традиционных народных художественных промыслов Московской области».

Гуслицы — местность на юге-востоке Подмосковья (на границе между Орехово-Зуевским и Егорьевским районами), которая была активно заселена старообрядцами во второй половине XVII века. В гуслицких селениях Беливо, Мисцево, Устьяново и ряде других занимались переписыванием певческие богослужебные книги, заставки которых украшались т.н. «гуслицкой» росписью. Развитие этого промысла в Гуслицах началось еще в конце XVII века и просуществовало до начала XX века. Одна из характерных черт гуслицкого письма — живописная красочность и многоцветность. В своей работе гуслицкие художники использовали яркие, сияющие цвета, которые умело сочетали с обильным золочением. Развивая традицию связи с природой, в целом присущую русской орнаментике, они использовали растительный орнамент, для раскрашивания которого применяли не кисть, а филигранную штриховку.