В развитии украинского кризиса сейчас можно отметить возникшее очевидное «разделение труда» между США и Германией. США по известной схеме играют роль «злого следователя» по отношению к России, а Германия — «доброго». США, благодаря «минскому формату», подчеркнуто стоят вне рамок «мирного урегулирования» в Донбассе.

После Брисбена американцы подняли даже вопрос о вооружении ВСУ современным оружием. На деле же, как выясняется, существенные американские поставки военного оборудования и техники идут на Украину уже несколько месяцев. Кроме того, ведущее американское издание Washington Post в минувшую среду призвало к ужесточению санкций против России, выразив озабоченность тем, что «Запад, похоже, устал от конфронтации» с Москвой. Военное обострение чужими руками плюс новые санкции — таков курс Вашингтона.

Германия же подчеркивает мирное давление на Россию, оставляя тем самым открытым канал для переговоров. В роли «доброго следователя» прописано создавать у «подследственного» впечатление, что можно договориться о разрешении конфликта, и за счет этой иллюзии затягивать конфликт по времени, превращая его в хронический. Дотянутый до начала зимы военный конфликт на востоке Украине означает автоматическое затягивание его и дальше. В своей речи в бундестаге 26 ноября 2014 года Меркель назвала Россию угрозой миру в Европе. Меркель заявила: «Наши усилия по преодолению кризиса потребуют терпения». Это указывает именно на курс на затягивание кризиса. Впрочем, обе стороны в геополитическом конфликте сейчас считают, что время работает на них.

Правда, «добрый следователь» — Германия остается все-таки следователем, который стремится получить «результат», и можно заметить, как в последние дни в заявлениях германского канцлера Донбасс был несколько подвинут в сторону и на первый план выдвинулся Крым.

Смена акцентов произошла после того, как 18 ноября 2014 года в Москве состоялась встреча министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера с президентом РФ Владимиром Путиным. На днях Штайнмайер выступил на страницах Spiegel с большим интервью, которое это издание озаглавило: «Крым останется источником конфликта». Вот ключевой фрагмент из него:

Spiegel: Вы верите, что территориальная целостность Украины может быть восстановлена в обозримом будущем или уже Киев потерял Крым и восточную Украину навсегда?

Штайнмайер: Я не обнаружил ни у одного русского готовность вернуть Крым. К сожалению, мы должны предположить, что незаконное присоединение Крыма останется источником конфликта между нами и Россией в обозримом будущем. На востоке Украины ситуация, надеюсь, еще не решена".

Таким образом, министр иностранных дел Германии недвусмысленно дает понять, что урегулирование конфликта ва Донбассе по канве Минского соглашения не приведет к урегулированию отношений с Москвой. Главной проблемой после этого останется Крым.

В случае интервью в Spiegel мы имеем дело с согласованной позицией правительства Германии. В своей речи в бундестаге в среду 26 ноября канцлер Ангела Меркель подчеркнула, что санкции ЕС останутся в силе до тех пор, пока Россия продолжает участвовать в событиях на востоке Украины, и что «аннексии Крыма» или «российской интервенции» в восточной Украине нет ни извинений, ни оправданий. Таким образом, пакеты санкций ЕС от 31 июля и 12 сентября 2014 года оказались привязаны к Крыму. Это означает, что гипотетическое мирное урегулирование в Донбассе санкций ЕС против России не отменит.

Одновременно с германским демаршем командующий войсками НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав выразил обеспокоенность в связи с увеличением российского военного присутствия в Крыму. США на этой неделе продемонстрировали, что за крымским вопросом в речах германских политиков стоят американцы с их военной мощью. Можно констатировать, что после того, как попытка Киева в начале ноября вновь перевести военный конфликт в Донбассе в фазу массированного наступления была парализована до начала ее реализации, Запад напомнил России о Крыме.

И вот при этих новых «крымских воспоминаниях» нас сейчас пытаются убедить, что «добрый следователь» — Германия имеет к России два лика: жесткое христианского демократа канцлера Меркель и уступчивое — министра иностранных дел социал-демократа Штайнмайера.

Лидер консервативного крыла христианских демократов баварского ХСС Хорст Зеехофер на днях даже обвинил Штайнмайера в том, что тот отходит от жесткого курса Меркель и пытается вести «параллельную внешнюю политику».

Обозреватель американского Forbеs Пол Родерик Грегори высказал даже предположение, что разногласия по германской политике в отношение России между СДПГ и ХДС/ХСС могут вызвать развал правящей коалиции и правительственный кризис в Германии. «Внутренний конфликт германской коалиции начал набирать обороты после саммита G-20 в Брисбене», — написал он. Это то, о чем только могут мечтать в России.

Однако, заметим мы, развал правящей коалиции маловероятен, поскольку досрочные выборы в Германии при нынешнем варианте развития событий не принесут дополнительных голосов социал-демократам. Более того, они добавят лично Меркель лет у власти в Германии. Украинский кризис в настоящее время никак заметно не влияет на высокий уровень доверия к ХДС/ХСС и Ангеле Меркель у германских избирателей. Большинство германских избирателей по-прежнему поддерживают евроатлантический курс внешней политики своей страны.

Получается, что верхушке германской социал-демократии надо выбирать между доступом к власти и принципами восточной политики Вилли Брандта. Между тем хорошо известно, что с 1914 года во внешней (да и во внутренней) политике германская социал-демократия при альтернативе между принципами и доступом к власти выбирает именно власть. Это и объясняет последние странные движения на публику в рядах германской социал-демократии. Ветеран этой партии и в прошлом влиятельный германский политик Эгон Бар на днях заявил, что если аннексию Крыма Россией нельзя признать, то к ней можно относиться «с уважением».

Напомним, что Эгону Бару исполнилось 92 года. Он пожилой человек, ему можно говорить подобное. Но вот когда действующий политик, бывший министр-президент Бранденбурга, социал-демократ Матиас Платцек недавно призвал для урегулирования проблемы вывести вопрос о Крыме за рамки соглашения с Россией, то он был тут же подвергнут критике даже в рядах собственной партии.

Уже стало известно, что канцлер Меркель приняла решение показательно наказать Платцека. Его уберут с поста председателя «Германо-российского форума». И вот здесь, по сведениям Spiegel, министр Штайнмайер уже согласился с канцлером. Сейчас для оправдания лидера социал-демократов в германских СМИ утверждается, что глава МИД Германии принял это решение под давлением канцлера Ангелы Меркель.

Напомним, что в организационном плане ведомство германской внешней политики по коалиционному соглашению передано «красным» — СДПГ, следовательно, «Германо-российский форум» — это их «вотчина». Уступка по Платцеку станет показательным штрихом в деле определения истинной позиции верхушки СДПГ в украинском кризисе.

Теперь о «конструктивной части» последних германских предложений. Германский канцлер Меркель в речи в бундестаге заявила о возможности начала переговоров между ЕС и Евразийским экономическим союзом (ЕЭС) о торговых разногласиях в связи с соглашением Украины об углубленной ассоциации с Евросоюзом. Здесь канцлер Германии явно пытается сыграть на чувствах российского президента — автора программы создания Евразийского союза. Призыв канцлера Германии Ангелы Меркель начать переговоры ЕС с Евразийским экономическим союзом означает признание в качестве экономического партнера именно ЕЭС, т. е. очередной шаг в официальном признании проекта Путина Европой — де-факто, отмечу, Германией.

Однако ценность подобного предложения снижается тем, что соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС как пять месяцев уже подписано и сейчас активно ратифицируется государствами — членами ЕС. Ратифицировано оно 16 сентября 2014 года и Европейским парламентом, и Верховной радой Украины.

Какие-либо значимые по результатам переговоры в подобной ситуации невозможны, поскольку идущие ратификации перечеркнут их. Содержательными переговоры стали бы лишь в том случае, если какое-либо из государств — членов ЕС сейчас при ратификации заблокировало соглашение голосованием в своем парламенте. В общем, переговоры по ассоциации Украины с ЕС с Россией следовало вести тогда, когда в законодательный процесс не были вовлечены государства — члены ЕС. В содержательном плане сейчас они не имеют значения.

Что касается главного — проблемы безопасности, то, по словам германского канцлера Меркель, ее целью в Брисбене было заставить российского лидера открыто заявить о целях, которые он преследует на Украине и в других странах бывшего советского блока. Ответа, по свидетельству Меркель, якобы не последовало.

Тут вспомним, что 19 ноября 2014 года, т. е. после саммита в Брисбене, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что России нужна «стопроцентная гарантия» того, что ни одна страна не думает о вступлении Украины в НАТО. Это и был ответ Меркель на вопрос о «целях». Цели заявлены, Запад же, в том числе Германия, их упорно в который раз не хочет слышать.

Что касается санкций, то, как писалось выше, канцлер Меркель считает сохранение санкций против России «неизбежным». Кроме того, Меркель выступает за введение новых санкций в том случае, если ситуация в Донбассе обострится и ополченцы перейдут в наступление.

27 ноября 2014 года на организованном германским изданием Suddeutsche Zeitung экономическом форуме в Берлине министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ), в свою очередь, высказался против введения новых санкций в отношении России. Однако накануне в упомянутом уже интервью в Spiegel Штайнмайер на вопрос корреспондента этого издания, не дистанцируется ли министр иностранных дел в украинском кризисном вопросе от Меркель, ответил, что принятый последний «список дополнительных санкций ЕС» по донецким «сепаратистам» является коллективной позицией германского правительства.

Таким образом, внешне странные санкции, принятые Европейским союзом против пока неназванного десятка «сепаратистов», на самом деле служат инструментом для раскачивания социал-демократов для публичного принятия ими нового существенного пакета антироссийских санкций. Вопрос о введении дальнейших санкций ЕС приобретает для Германии принципиальное значение. Новый пакет санкций должен, с одной стороны, продемонстрировать «европейскую солидарность», а с другой, значение Германии как лидера Европейского союза.

Дмитрий Семушин