Восполнению дефицита инженерных кадров мешает слабая подготовка абитуриентов

Челябинск, 26 ноября 2014, 21:45 — REGNUM  В Уральском федеральном округе к 2020 году планируется создать 2 млн высокопроизводительных рабочих мест. Об этом на заседании окружного Совета по вопросам образования 26 ноября заявил полномочный представитель президента России в УрФо Игорь Холманских, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе полпреда.

Холманских отметил, что подготовка специалистов, которые способны быстро и адекватно войти в высокотехнологичный производственный процесс, является первоочередной задачей. Более того, в Уральском ФО расположены крупнейшие индустриальные центры страны. В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров в непосредственной близости от реального производства приобретает особую актуальность.

И в регионах округа в данном направлении уже предпринимаются конкретные усилия. Так, в Курганской области реализуется проект Курганского государственного университета «Инженерные кадры Зауралья», который поддержали ведущие предприятия региона. В Тюменской области на базе Тюменского государственного университета стартовал новый проект — Высшая политехническая школа. Челябинская область в 2014 году выиграла конкурсный отбор на получение субсидии из федерального бюджета по направлению подготовки «Машиностроение» и на реализацию проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития региона на 2014-2019 годы». А в Свердловской области в октябре текущего года утверждена комплексная программа «Уральская инженерная школа».

Кроме того, в Уральском федеральном округе есть примеры успешного сотрудничества образовательных организаций и предприятий. Так, Уральская горно-металлургическая компания совместно с Уральским федеральным университетом создали Технический университет УГМК, на территории Первоуральского новотрубного завода построен Образовательный центр группы ЧТПЗ, а в сентябре совместный проект УрФУ и Уралвагонзавода победил в конкурсе Минобрнауки России «Новые кадры для ОПК».

Но есть и проблемы. Одна из них — недостаточное качество подготовки выпускников по инженерно-техническим направлениям. Одной из причин этого является дефицит абитуриентов с хорошим уровнем подготовки по математике, физике, химии, информатике, а также низкий уровень мотивации выпускников школ к выбору профессии в этой сфере. Обращают на себя внимание и достаточно низкие результаты ЕГЭ выпускников 2014 года по математике и физике.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Александр Соболев отметил: в Свердловской области по-настоящему выстраивается программа непрерывного образования. «Принятие таких программ — это магистральный путь развития инженерного образования в Российской Федерации», — подчеркнул Александр Соболев, особо отметив перспективы, открывающиеся в результате реализации программы «Уральская инженерная школа».

По словам губернатора Евгения Куйвашева, только в 2015 году на реализацию программы, направленной на ликвидацию дефицита высококвалифицированных инженерных кадров в промышленности, будет выделено порядка 300 миллионов рублей. Две трети этой суммы — средства областного бюджета, почти 100 миллионов рублей будет привлечено из внебюджетных источников и собственных средств вузов. Евгений Куйвашев отметил, что, несмотря на солидную образовательную базу Среднего Урала, дефицит кадров ощущается в самых быстрорастущих, современных, наукоёмких отраслях промышленности: не хватает инженеров в сфере металлообработки, промышленной электроники, разработки и проектирования металлургических процессов.

«На данный момент промышленные предприятия региона укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами в среднем на 70%. Причем, средний возраст высококвалифицированных специалистов превышает 50 лет», — пояснил губернатор.

Вторая проблема — разрыв между базовыми профессиональными навыками, которые студенты получают в вузе, и теми практическими требованиями, которые предъявляют им работодатели. Лишь пять процентов выпускников, приходящих на работу, не нуждаются в дополнительной адаптации для работы на современном рабочем месте.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.