Новгородская областная дума сегодня, 26 ноября, приняла закон о муниципальной реформе, изменяющий порядок формирования муниципальных органов власти. Наибольший резонанс вызвала отмена выборов депутатов районных дум, а также глав районов и мэра Великого Новгорода. О сути нововведений после заседания регионального парламента журналистам рассказал заместитель председателя Новгородской областной думы Анатолий Бойцев. ИА REGNUM публикует ответы вице-спикера на вопросы СМИ.

Анатолий Александрович, сегодня областная дума изменила порядок избрания глав муниципальных образований Новгородской области. Момент исторический? Как вы воспринимаете этот факт?

Момент, может, и исторический, но это не нововведение. Действует эта форма с 2005 года, и те из субъектов Российской Федерации, кто хотел, уже успешно этим пользовались. В своё время, когда мы устанавливали, что главы избираются [на прямых выборах], и у нас была дискуссия, избирать ли глав из состава депутатов и нанимать ли глав администраций по контракту. На сегодняшний день, когда изменилась экономическая ситуация — несмотря на то, что есть разные мнения, а они будут всегда, это вполне нормально — мы остановились на том, что оптимальным для Новгородской области будет данный порядок избрания глав.

То есть момент не драматичный?

Нет, всё будет происходить планово. По мере того, как будут заканчиваться полномочия глав, избранных представительных органов муниципальных районов — то есть они будут плавно переходить на новый порядок избрания районных дум и глав районов.

Какая работа была проведена между первым и вторым чтением законопроекта?

Работа была достаточно плотной. Мы, во-первых, прорабатывали вопросы о том, каким образом будут формироваться районные думы — Валерий Фёдорович [Гайдым] сегодня этот вопрос поднимал. Мы общались в рамках Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, там обсуждали эту тему 13-14 ноября и, в общем-то, все в той или иной степени переходят на новый порядок. Мы консультировались с комитетом Госдумы по местному самоуправлению, получили разъяснения, между собой общались. Очень много было вопросов, совещаний, споров, и тем не менее, пришли к выводу, который был принят сегодня. Хочу сказать, что когда во втором чтении принимаются решения, совершенно меняющие то, что заложено в первом чтении — это нормально, с учётом разъяснений положений действующей ситуации. Это в порядке законотворчества.

Работа продолжалась вплоть до заседания? Именно поэтому депутаты фракции «Единой России» опоздали?

Да, работа продолжалась вплоть до без пяти двенадцать (заседания Новгородской областной думы начинаются в полдень — ИА REGNUM). Фракция «Единой России» ещё раз сверяла свои мнения, возможности, и поэтому мы немножко задержались.

Как объяснить простым новгородцам нюансы этого закона: как будет происходить порядок избрания глав?

Это как раньше: был председатель райисполкома и секретарь райкома партии. Председателя райисполкома избирала сессия районного совета депутатов. Сейчас новый состав районной думы избирает из своего состава главу района, он же является председателем думы, руководит законодательным собранием. Затем происходит создание конкурсной комиссии — 50% в состав делегирует дума муниципалитета, 50% — высшее должностное лицо. Эта комиссия объявляет конкурс и отбирает кандидатов на должность главы администрации района. То есть это человек, который отвечает за хозяйственную деятельность всей экономики района, занимается только этим и в политике не участвует.

Для Великого Новгорода, где живёт треть населения области, все эти нововведения станут актуальны лишь в 2018 году — с новым составом думы города и по истечении срока полномочий действующего главы администрации?

Весь ажиотаж с нововведениями заключается в том, что почему-то все сконцентрировались на изменениях по Новгороду. Я не случайно уточнил, что всё вступит в силу после того, как закончатся сроки полномочий выбранных органов — глав, городских и сельских депутатов. Городская дума как избирается, так и будет избираться, поскольку у нас нет деления города на районы, и её мы не можем формировать иначе. Поэтому, если полномочия заканчиваются в 2018 году — то плавно все переходят на новый порядок именно с 2018 года.

А если депутаты городской думы весной 2015 года поставят мэру Великого Новгорода Юрию Бобрышеву повторный неуд? Ведь это может привести к импичменту. Дальше что?

Всё это должно быть прописано в уставе муниципального образования. Если глава покидает свой пост по каким-то причинам, может, самостоятельно — всякое бывает, жизнь есть жизнь — то новый порядок вступает в силу после ухода. То есть автоматически дума избирает нового главу и начинается процедура найма сити-менджера.

То есть это может сделать действующая дума? И ей не надо будет самороспускаться?

Нет, не надо будет самороспускаться. Все эти нюансы подробно описаны в серии статей губернатора [Новгородской области Сергея Митина] в «Новгородских ведомостях». Поэтому всё должно произойти плавно, чётко и законно.

А как будет оплачиваться труд сити-менеджера?

Как пропишут муниципалитеты в своих уставах. Сейчас на освобождённой основе работают только председатели Боровичской, Старорусской, Валдайской дум. Дальше, в 2015 году, у пяти глав районов заканчивается срок полномочий — значит, формируются районные думы, и они в своем уставе могут прописать освобожденную должность. Каждый район должен принять решение самостоятельно, с точки зрения целесообразности. Главой района, например, может избраться депутат, который является главой сельского поселения — он и так получает зарплату. Нюансов много, это прерогатива муниципалитетов.

И всё-таки, лично у Вас были сомнения?

Сомнения были, разные, и мы с депутатами ездили изучать опыт Ленобласти, все за и против. Но меня больше устраивает этот вариант, потому что я работал председателем райисполкома, и я прекрасно знаю, что это такое.

В чём плюсы?

Сейчас и мэр, и глава района — един в двух лицах, он отвечает за всё сразу. Глава района, отвечающий за хозяйственную деятельность, всегда сосредоточится только на этом, я по своему опыту знаю. Во-вторых, повышается прямая ответственность перед высшим должностным лицом, потому что на 50% в конкурсной комиссии присутствуют люди, делегированные туда им. И если не выполняются условия контракта, тогда его просто отстраняют от должности. Не надо проводить выборы.

В других регионах, где подобный закон был принят раньше, какова была реакция людей? Народных волнений не было?

Народных волнений не было и думаю, что не будет. Потому что народ волнует, прежде всего, экономическое благополучие и комфортность проживания на данной территории. А то, что эту комфортность обеспечивает избранный или назначенный мэр — это, по большому счёту, роли не играет. Главное, чтобы человек отвечал за свои действия и действовал в интересах населения.

Новгородская область много сэкономит на введении этого закона?

У нас 22 муниципальных района, и каждый, кто избирается, тратит спонсорские деньги на свою кампанию. Я думаю, что все эти спонсоры будут благодарны, что все эти деньги теперь можно потратить на благотворительность, конкретные цели — школы, сады, детей. Во-вторых, определенная экономия будет на работе избирательных комиссий.

Сити-менеджером может стать человек из другого региона?

Главой администрации любого района и городского округа сможет стать любой гражданин Российской Федерации, если он отвечает тем требованиям, которые пропишут в законе о контракте с ним. Закон этот разработан областной думой и принят в 2007 году, и в первом квартале 2015 года мы будем его переписывать совместно с комитетом государственной службы, потому что времени прошло достаточно, и требования изменились.

В СМИ назвали происходящее «муниципальной революцией». Видимо, учитывая, что для нашего региона характерны выборные традиции, и таких кардинальных перемен не было давно. Вы согласны с такой оценкой?

Ну, во-первых, революция — дело неблагодарное, особенно «оранжевая», мы видим происходящее на Украине. Во-вторых, выборность сохраняется. Мы имеем возможность выбирать сельских глав. На уровне районных дум остается возможность депутатам избирать из своего состава главу района. Выборность никуда не уходит. И конституционное право ничто не нарушает, хотя в рамках подготовки законопроекта были любители по этому поводу поспекулятировать.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, депутаты Новгородской областной думы сегодня, 26 ноября, большинством голосов (18 за, пятеро против) проголосовали за отмену прямых всенародных выборов глав муниципальных районов и мэра Великого Новгорода. Теперь глав муниципалитетов будут избирать из числа депутатов муниципальных дум, а глава администрации муниципального района или города (сити-менеджер) будет приниматься на работу по контракту по итогам конкурса. По аналогии с «законом Димы Яковлева» в новгородских СМИ сегодняшнее решение думы назвали «законом Димы Игнатова», так как историческую поправку в региональный парламент в числе трёх депутатов внёс лидер регионального отделения партии «Родина» Дмитрий Игнатов.