Генеральный секретарь Союза болгарских журналистов считает, что новая правительственная коалиция долго не продержится.

Снежана, после октябрьских парламентских выборов у вас в стране к власти вновь пришла правоцентристская партия «Граждане за европейское развитие Болгарии», и опять премьер-министром стал Бойко Борисов. После чего одни российские издания с грустью, а другие с радостью сообщили, что болгары полностью отвернулись от России. Так что, теперь не повернутся лицом к тем, кого раньше по-доброму называли «братушками»?

Нет, говорить о том, что отвернулись — глупо. Народ наш — с Россией, мы очень переживаем за все, что происходит у вас, за события на Украине, которые болгар очень волнуют.

Если же эти слова произносят наши политики, то им просто верить не следует. То, что они говорят, показывает, как сильно они зависимы от Евросоюза и Соединенных Штатов. Полагаю, большинство из наших руководителей в действительности думает иначе — но вынуждено «озвучивать» чужую точку зрения. Мне, как болгарке, стыдно за это, потому что не отвечает ни интересам моего народа, ни моей страны. С кем бы из соотечественников я ни беседовала, от всех слышала одно: «Мы хотим работать с Россией, мы хотим дружить с ней, потому что она нам гораздо ближе, чем все другие страны и все другие народы». Говорю об этом не только потому, что очень люблю вашу страну, где я училась. Просто я чувствую настроения большинства болгар, и скажу, что они — на стороне России. Нас связывает история, нас объединяют совсем еще недавние времена. И тот, кто с Россией хочет сотрудничать, это и делает.

У нас в стране — несмотря на попытки их уничтожить — со времен Шипки стоит 500 памятников, дань нашей дружбе. Россия — большая страна, и богата она не только полезными ископаемыми, но и очень талантливыми людьми. Сегодня мы хотим поставить памятник Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, человеку, который так высоко ценил болгарский вклад в европейскую культуру, в славянскую цивилизацию. Многие из своих книг он написал, работая у нас. Кто «мы»? Общество болгар, учившихся в вашей стране.

Но вот Сербия идет в Евросоюз, и в то же время успешно развивает отношения с Россией. Так почему же нужно выбирать только одностороннюю ориентацию в развитии своего государства? Тем более такой стране, как Болгария, которую мы всегда считали родной?

Я очень рада, что сербы проводят именно такую политику. Они — народ гордый, их руководители считаются с мнением сограждан, чего, к сожалению, я не могу сказать о людях в нашей власти. Ведь все, что они сегодня делают, работает и против них самих, и против Болгарии. Несколько лет назад, во время своего визита в нашу страну, Владимир Владимирович Путин понятно сказал: Болгария сама делает свой выбор, ей никто в этом препятствовать не собирается. И мне очень горько, что сегодня мы ведем себя как несвободное государство.

Много раз бывал в вашей стране в командировках, и прекрасно знаю, какой гордый народ болгары. Не менее гордый, чем сербы. Понятно, что в ходе предвыборной кампании все без исключения сулят народу светлое будущее. Так что же получается: у власти были представители партии ГЕРБ, их сменили социалисты, сегодня вернулись политики «за европейское развитие». Что, сегодня болгары просто не знают, кто улучшит их жизнь?

Абсолютно согласна. За 25 лет так называемого «демократического развития» жизнь народа в большой его части, увы, не улучшилась. Да, появились очень богатые болгары. Как они разбогатели и откуда деньги — разговор отдельный. Но, к сожалению, появилось много нищих, людей, которые по вечерам в мусорных ящиках ищут себе еду. По вечерам — потому что днем это делать стесняются, не хотят, чтобы их видели. Это страшно, раньше у нас такого не было. Нам говорят, что в прежние времена мы жили небогато, царила уравниловка. Но ведь люди тогда себя чувствовали спокойнее и защищеннее. А еще мои сограждане гораздо больше уважали и соблюдали законы, нежели сегодня. Сейчас во многих случаях криминал уверен, что ему позволено все, и все сойдет ему с рук.

Ну, картина знакомая, нас этим не удивишь. Хотел вернуться к политике: партия ГЕРБ получила около 32 процентов голосов избирателей — много, но не большинство. И теперь формирует коалицию с «Реформаторским блоком», куда входят пять партий, плюс привлекает в свою поддержку «Патриотический фронт» и левую партию «Альтернатива болгарского возрождения». А что это за силы, примкнувшие к «европейцам»?

Да, партия ГЕРБ не одержала, как говорят, убедительной победы. «Блок» — это альянс правых. «Альтернативу» возглавляет бывший президент страны Георгий Пырванов. Считаю его поступок непорядочным: он нанес удар в спину Социалистической партии, в которой до недавнего времени состоял, впрочем, как и другие члены «Альтернативы», считающие себя левыми. В новом правительстве кресло заместителя председателя и министра по социальным вопросам получил представитель АБВ, Ивайло Калфин, умный и толковый человек, бывший министр иностранных дел, до недавнего времени — депутат Европарламента. Теперь его бросили на очень сложный участок работы, ему предстоит решать очень серьезные проблемы.

Ну, а если самым кратким образом квалифицировать «Патриотический фронт», то одним словом: националисты. Когда-то руководство «фронта» входило в известную, думаю, в России партию «Атака» Волена Сидерова. И впервые по итогам выборов во властные структуры не включены представители «Движения за права и свободы», так называемой партии турецкого меньшинства, куда входят и болгары, замечу. Поэтому руководство ДПС категорически отвергают попытки называть ее этнической структурой.

Вот так, в самых кратких характеристиках выглядит «послевыборный пейзаж». Кстати: нам по сей день так и не представили программу правительства. Болгары хотели бы знать, намерены ли победители выполнять свои предвыборные обещания, памятуя о том, что представители разных политических сил, вошедшие в нынешний альянс, сулили избирателям зачастую противоположное… Впрочем, мы знаем, что слова так часто расходятся с делом.

Добрыми словами период правления социалистов избиратели вспоминать еще будут?

Мои сограждане были разочарованы результатами правления Болгарской социалистической партии. При том, что они тоже находились у власти не единолично, а в коалиции с ДПС и «Атакой». Странный альянс, замечу, только ведь и нынешний тоже вызывает вопросы. Многие из своих обещаний предыдущий кабинет министров не выполнил. Но главный упрек в его адрес звучит просто: социалисты реализовывали программу правых партий, а избиратели ждали от нее стратегии левого толка. Ну, а пропагандисты ГЕРБ все это время денно и нощно критиковали своих оппонентов.

Теперь у власти «европейцы». Но сказать, что они сами сильно по этому поводу радуются, не могу. У них нет профессионалов высокого уровня, кадров, которые партии надо расставить для руководства управленческими структурами и различными отраслями экономики. А сегодня крайне необходимы именно квалифицированные специалисты. Конечно, можно надеяться, что профессионалов ГЕРБ найдет в рядах своих союзников по альянсу, но, наверно, сделать это будет нелегко.

И сколько же может продержаться такая коалиция?

Максимум два года, уверена, что сложившийся ныне правящий альянс крайне непрочен. Не представляю, как будет сотрудничать «Реформаторский блок» с «Патриотическим фронтом». Да ведь и ставший в очередной раз премьер-министром «гербовец» Бойко Борисов до самого дня выборов напрочь отрицал возможность создания коалиции по итогам голосования. А теперь именно коалиционное правительство и возглавил: жизнь заставила, как говорят. Долго в таком составе кабинет министров не просуществует, уже первые дни его работы ознаменовались спорами и продемонстрировали серьезные разногласия во взглядах. Скажем, представители одних политических сил выступили против назначения министром человека из другой организации, образовавшей альянс. Так что два года — это, пожалуй, много, союз способен рассыпаться куда раньше, ведь впереди нас ждет суровая зима.

Как раз хотел спросить о зиме. Не так давно президент Болгарии Росен Плевнелиев еще раз объявил, что страна не нуждается во второй атомной электростанции, которую планировалось строить при участии российских специалистов. Он заверил, что можно разработать недорогую программу по энергоэффективности и утеплению жилых зданий. АЭС точно не нужна? Не замерзнет Болгария?

Пока у нас плюсовая температура, но кто знает, какие холода впереди? А ведь предыдущий украинский «газовый кризис» сильно сказался на Болгарии: мы мерзли, не получая газа. И нет никаких гарантий, что подобное не случится нынешней зимой. Часть нашего населения считает, что по вопросу строительства второй АЭС, «Белене», в стране необходимо провести референдум, а не отдавать такие решения исключительно на откуп власти. Считаю, что нам следует построить новую АЭС, потому что не так много в Болгарии иных энергетических источников. Нет у нас высококалорийного угля, реки, где можно строить ГЭС, у нас не такие уж и большие. Что касается АЭС «Козлодуй», она прекрасно работает, и даже не дрогнула, когда в сентябре в Румынии произошло землетрясение, «тряхнувшее» и нашу страну.

А «Южный поток» строить будем?

Обязательно! Болгары в этом не сомневаются.

Росен Плевнелиев недавно назвал Россию националистическим и агрессивным государством. Даже трудно представить, что так выразился болгарин… Зачем?

Он — протеже Германии, равно как и его советники. Там он долго учился и работал. А нынешний министр иностранных дел, который и ранее занимал этот пост, учился в Соединенных Штатах. Так что в Болгарии идет крупная смена кадров на прозападные, и руководят этим процессом Америка и Евросоюз. Именно президент диктовал новому премьер-министру, кого включать, а кого не включать в состав нового правительства. Мне крайне неловко так отзываться о нашем президенте, но в народе его называют шутом. Очень часто он выступает с необдуманными заявлениями, нередко допускает ошибки. Еще раз подчеркну: плохо, что решения по важнейшим для страны вопросам принимаются только в кругу высокопоставленных деятелей, без учета мнения народа. К примеру, мои хорватские коллеги поинтересовались у меня результатами референдума о вхождении Болгарии в Евросоюз и вступлении в НАТО. И не хотели мне верить, когда я сообщила: никакого референдума у нас по этому поводу не проводилось.

Поверьте, мне очень стыдно за русофобскую лексику наших руководителей. И большинство болгар мой стыд разделяют. Но ведь журналисты цитируют именно политиков, поэтому в России вправе думать, что именно таким образом относится к вашей стране все население Болгарии. Да, я очень сожалею, что многие мои соотечественники банальным образом продаются за деньги, потому что есть вещи и ценности, которые не продаются. Торговать нашими друзьями? Да как такое возможно!

Виктор Грибачев