17-18 ноября правительство Московской области по инициативе губернатора Андрея Воробьёва организовало Международный молочный форум, собравший около тысячи участников, представителей около 500 компаний из разных стран. Речь на нём шла не о господдержке сельхозпроизводителей, а о способах взаимодействия между бизнесом и властью.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, ключевая проблема отрасли остаётся не решенной. По словам председателя Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Александра Шарова, дотации фермерам «съели» переработчики: «В прошлом году из областного бюджета добавили 660 млн рублей на дотацию молока. Не успели молочники обрадоваться рентабельности и остановке сокращения поголовья и похвалить губернатора и облдуму, как переработчики на эту же цену, 2,5 рубля на литр, снизили закупочную цену. То есть, практически, мы отдали дотацию тем, кто задёшево покупает коробку, обрабатывает и разливает наше молоко. Переработчик держит это поле в своих цепких руках», — отметил депутат. И подчеркнул, что без прямого диалога губернатора и закупщиков этих проблем решить не удастся.

Зампред ЦК КПРФ, академик РАСХН Владимир Кашин также видит постоянную заботу об этой отрасли в стимулировании из федерального и областного бюджетов и выступает против отмены доплат за каждый литр молока. «Правда, сегодня начинается мудрёж со стороны министра сельского хозяйства России: мол, не надо доплачивать за каждый литр молока, а надо гасить кредиты банкам. Но мы категорически против, и чувствуем поддержку администрации президента в этом вопросе», — подчеркнул Кашин. Положение подмосковного животноводства он назвал «страшным провалом, который необходимо восстанавливать». Точками роста, по его мнению, должны стать госплемзаводы, особенно те, которые смогли сохранить поголовье.

О решении перечисленных задач в публикациях по итогам форума не говорится. При этом цель мероприятия заявлена как «создание площадки для обсуждения проблем развития молочной отрасли между бизнесом и властью».

Представители ведущих российских банков будут участвовать в инвествстречах с сельхозпроизводителями, уже достигнуты договоренности с представителями Сбербанка и Россельхозбанка о том, что в этих мероприятиях будут участвовать их представители, чтобы сократить путь от идеи до реализации проекта, сообщает портал «В Подмосковье» со ссылкой на главу областного минсельхоза Дмитрия Степаненко.

На открытии форума вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что появляются новые программы в поддержку сельского хозяйства и что на развитие отечественного производства благотворно влияют санкции, но фермерам не стоит рассчитывать на то, что они введены надолго.

Воробьёв заявил о поддержке молочных компаний, в том числе — новых, которые придут на территорию Подмосковья. «Мы производим сегодня порядка 650 тысяч тонн молока. Мы остановили падение — это уже маленькая победа. Задача — каждый год по 10% наращивать производство молока, чтобы выйти на миллион», — отметил губернатор. Почему именно на миллион, а не на полтора или два, он не пояснил. При росте на 10% год на миллион можно будет выйти лет через пять.

Будут подписаны 17 соглашений между сетевыми ритейлерами и подмосковными фермерами. Шесть из них — договоры о намерениях с инвесторами, которые готовы открывать новые производства или реконструировать существующие, передаёт телеканал «360».

По словам зампреда правительства области Дениса Буцаева, доходности сельского хозяйства в 15% будет трудно достичь без федеральной поддержки и сбалансированной работы на региональном и муниципальном уровнях.

Самой важной задачей молочной отрасли глава Минпотребрынка области Владимир Посаженников считает качество и свежесть продукции: «А это значит, необходимо полностью исключить возможность попадания на полки магазинов фальсифицированной и контрафактной продукции; создать мотивационные условия для роста и развития локальных производителей, чтобы они смогли соответствовать жёстким условиям поставок молочной продукции, которые диктуют сегодня торговые сети», — цитирует министра пресс-служба министерства. Торговая наценка на молоко или кефир известной областной марки в некоторых торговых сетях доходит до 80%, отметил он. Кроме того, сети предпочитают бренд продукту, то есть они выкладывают на своих полках не конкурентную продукцию, а брендовую, что также создает трудности для местных производителей, которые не могут конкурировать с транснациональными компаниями, обладающими большими бюджетами на рекламные кампании. «Сегодня до 90% ассортимента ритейлеров представлен российскими поставщиками. Из них не менее 20% — локальные поставщики. Т. е. до 18% всего ассортимента розничных сетей формируется за счет подмосковных поставщиков», — подчеркнул Посаженников. И напомнил, что производство большинства транснациональных корпораций расположено именно на территории Московской области.

Однако найти стабильные, надёжные каналы сбыта молочной и кисломолочной продукции, произведенной в регионе, можно, заявил министр и привел в пример такие форматы торговли, как ярмарки, рынки, несетевую и нестационарную торговлю. Так, министерство потребрынка и услуг организует Торговые сессии Подмосковья. «Помимо заинтересованности и спроса областной розничной торговли, уже есть конкретные запросы от других регионов РФ — подобрать неизвестных поставщиков молока и кисломолочной продукции», — рассказал глава министерства. Также в регионе активно развивается ярмарочная торговля, запущен механизм нового формата нестационарной торговли. Таким образом, создается возможность для выхода новым, мелким и средним, неизвестным производителям на розничный рынок, подчеркнул министр.

Возможности у Московской области в данном случае уникальны, считает Посаженников: только нестационарных объектов торговли в регионе насчитывается порядка 10 тысяч, а согласно планам, современных павильонов и киосков будет до 11 тысяч. Работают порядка 18 тысяч стационарных торговых предприятий (магазинов), 86 розничных рынков, соответствующих законодательству РФ. В планах довести число рынков до 350 и более. На территории области находится 483 площадки под ярмарочную торговлю, где в еженедельном режиме могут проходить ярмарки. Разработана система льгот именно для местных производителей и фермеров, желающих выставить свою продукцию в таком формате розничной торговли, добавил министр. «Площадки для сбыта молочной и кисломолочной продукции в Московской области есть, и производителям стоит более внимательно присмотреться к тем предложениям, которые существуют сегодня», — заключил Посаженников. И добавил, что риски для производителя в случае реализации своей продукции через рынки, ярмарки, нестационары значительно ниже. Кроме того, это хорошая возможность начать с небольших объемов. «Свой путь же в торговые сети поставщикам стоит начинать тогда, когда объемы производства действительно велики и стабильны, а внутри компании-производителя четко работают методы менеджмента», — отметил министр.