Известно, что ситуация в горнорудной отрасли Армении и, в частности, золотодобыче находится в прямой зависимости от конъюнктуры мировых цен. А в настоящее время эта конъюнктура самая что ни на есть неблагоприятная. Предприятия сферы сокращают прибыли и уходят в минус на фоне растущего объема производства.

Так, в январе-сентябре 2014 года из Армении было экспортировано 2 тонны 771 килограмм золота (включая платиновое гальваническое напыление) против 1 тонны 857 килограммов за аналогичный период прошлого года. То есть физический объем экспорта был увеличен на 49,2%. Однако, как свидетельствует из отчета Таможенной службы Армении, таможенная стоимость экспорта золота за 2014 год составила $59,8 млн против $54,3 млн за аналогичный период 2013 года (Армения производит и экспортирует сплав «Доре»). То есть в стоимостном выражении рост составил всего 10%.

На первый взгляд, все не так уж и плохо, раз золота стали экспортировать на 50% больше и стоит оно на 10% больше. Однако необходимо учитывать, что физическое увеличение объема производства влечет за собой и повышение производственных расходов, которые весьма немалые. Более того, к примеру, компания GeoProMining Gold — основной производитель сплава «Доре» в Армении, вынуждена доставлять породу с Сотского месторождения на фабрику в Арарате, что резко повышает себестоимость производства.

Если себестоимость производства золота в мире составляет порядка $1200-1300 на тройскую унцию, то из-за дополнительных издержек в Армении она не ниже этого уровня. А в текущем году золото опустилось до отметки $1200 за унцию, что никак не прогнозировалось аналитиками рынка, поскольку эта цена ниже себестоимости производства. Фактически, в настоящее время выгоднее не производить золото вообще, тем более, что аналитики прогнозируют дальнейший спад. По прогнозам Goldman Sachs, к концу года золото будет стоить $1050, а в Societe Generale считают более реальным цену в $1000 за тройскую унцию! Падению цен на золото не препятствует также сокращение производства золота в мире — вследствие ухудшающейся конъюнктуры высокозатратные производства прекращают деятельность или осуществляют финансовую реорганизацию компаний.

В настоящем можно даже утверждать, что в период бурного роста цен на золото с 2009 по 2011 годы компания GeoProMining Gold (основной производитель золота в Армении в виде «Доре») имела неосторожность инициировать масштабную модернизацию производства, процесс которой был благополучно завершен в текущем году, когда цена на золото опустилась ниже себестоимости производства. Хотя, с другой стороны, без модернизации производства компания не пережила бы текущую турбулентность. Но теперь же перед собственником все предметнее встает задача по исполнению кредиторских обязанностей и сохранению производства в рабочем состоянии. Ведь, остановив предприятие, запустить его вновь будет делом непростым.

Другой крупный проект, но находящийся пока в стадии разработки, — освоение Амулсарского золотоносного месторождения. Заявляется, что практическая фаза реализации проекта по освоению месторождения начнется в первых месяцах 2015 года. Инвестиции в проект рассчитаны в объеме $300-350 млн. Ежегодно планируется добывать в среднем 200 тысяч унций золота. Оцененные запасы золотоносной руды на Амулсарском месторождении составляют 77 млн тонн с содержанием золота 0,78 гр/т и серебра 3,6 гр/т. Содержание золота — 1, 940 млн унций, содержание серебра — 8,810 млн унций. Прогнозируемые запасы оцениваются в дополнительные 45 млн тонн руды.

Довольно крупный за последние несколько лет инвестиционный проект в экономику Армении также может оказаться под вопросом, хотя заявляется о себестоимости производства в размере порядка $700 за унцию. Это высокий коэффициент эффективности, если исходить из правильности расчетов эксплуатирующей Амулсарское месторождение компании. Некоторые сомнения в правильности расчетов обусловлены тем, что подобная низкая себестоимость в настоящее время наблюдается, к примеру, лишь на некоторых африканских месторождениях с содержанием золота 6гр/т.

В любом случае, в сфере золотодобычи, которая мультипликативным эффектом распространяется на смежные отрасли (транспорт, энергетика, водопользование и малые, вспомогательные производства), предстоят сложные времена (не говоря уже о социальном эффекте от развития отрасли в виде тысяч рабочих мест и поддержки местных общин). Собственно, они уже настали. Государству, его контрольным и фискальным органам придется если и не поддерживать сферу, то, по крайней мере, вести себя в их отношении весьма осмотрительно. Иначе потерять эту отрасль в текущих условиях будет весьма несложно.