Белый дом распространил информацию о том, что президент США Б. Обама уведомил конгресс о своем решении продлить срок действия антииранских санкций еще на один год, сообщает Iran.ru. Мотивом для такого шага стало то, что «отношения Тегерана и Вашингтона все еще не были нормализованы». Как отметили в Белом доме, санкции «останутся в силе и после 14 ноября 2014 года».

Отметим, что санкции США против Ирана практически действуют в течение почти всех последних 35 лет существования Исламской революции. Они запрещают экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямые иностранные инвестиции в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность Ирана, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любые контакты с Корпусом Стражей Исламской революции, банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом ИРИ. Таким образом, после побед Исламской революции санкции стали частью противоборства Ирана с западными государствами во главе с США.

В аналитическом сообществе нет единого мнения по поводу эффективности этих санкций. Например, обозреватель The Guardian Саймон Дженкинс считает, что санкции, применяемые к Ирану, оказались контрпродуктивными. Потому что, по его мнению, в результате санкций иранский режим «замыкается в себе, ослабляется городской средний класс, в рядах которого могла бы возникнуть будущая оппозиция, страдают преимущественно бедняки». Большинство режимов, объявленных вне закона, при режиме санкций стали еще более нетерпимыми и упрямыми, замечает автор. А Кеннет Поллек — экс-аналитик ЦРУ призывает к «конструктивному диалогу с Ираном».

Вместе с тем пагубное действие санкций на социально-экономическое развитие Ирана очевидно. Режим санкций бьёт по наиболее чувствительным для Ирана сегментам его экономики, обеспечивающим львиную долю внешних доходов страны. В поле особого внимания Запада и его ближневосточных партнёров все это время находился вопрос нанесения нефтедобывающей отрасли Ирана значительного урона. Как мы уже ранее сообщали об этом, согласно данным Международного валютного фонда, под действием санкций в 2012 и 2013 гг. наблюдалось падение ВВП ИРИ на 1,9 и 1,5% соответственно. Индекс роста потребительских цен составил 41,2% в 2012 г. и 35% в 2013 г. Нефтяной экспорт Ирана в связи с международными санкциями на 50 процентов меньше, чем его экспортный потенциал, сказал президент Ирана Хасан Роухани.

Под воздействием санкций стоимость основной иранской валюты — риала — в 2012 г. упала более чем на 50%, а на свободном рынке национальная валюта подешевела в 3 раза. 6 июля 2013 г. Центробанк ИРИ провел девальвацию национальной валюты: официальный фиксированный курс риала по отношению к доллару упал на 102%. Страна из-за нефтяных санкций в ежегодном исчислении недополучает от 35 до $50 млрд (по некоторым данным, до $5 млрд ежемесячно). Плюс к этому, по разным подсчетам, активы ИРИ на сумму свыше 180 млрд долларов США до сих пор заморожены в западных банках. В итоге в настоящее время до 60% населения ИРИ живет за чертой бедности, сохраняется значительное социальное расслоение. За предыдущие два года более 6 тыс. производственных предприятий (примерно 67% от общей численности) были поставлены на грань банкротства.

В таких условиях все усилия избранного год назад президента Хасана Роухани и его «прозападного» правительства были направлены на подписание всеобъемлющего соглашения с так называемой «шестеркой» по атомной программе Ирана. То, что многие западные страны сразу после прошлогодних выборов, не дожидаясь оглашения их официальных результатов, поздравили Роухани с избранием на пост президента ИРИ, свидетельствовало о наличии больших ожиданий США и их союзников от нового президента, который взял курс на очередную либерализацию всей государственной системы страны. Начавшиеся сразу после утверждения нового правительства ИРИ переговоры по этой проблеме вначале дали иранскому обществу некоторые весьма иллюзорные надежды на снятие санкций. Но, увы, соглашение до сих пор не подписано, в результате чего в иранском обществе, даже в стане сторонников Роухани, наблюдается глубокое разочарование курсом его кабинета. В соответствии с принятым 24 ноября 2013 года в Женеве совместным планом действий стороны — «шестерка» международных посредников и Тегеран — должны были до 20 июля согласовать документ, гарантирующий исключительно мирный характер ядерной программы Ирана в обмен на снятие международных санкций. Но по итогам восьмого раунда (!) переговоров «шестерки» международных посредников и Ирана, который прошел 16 октября в Вене, был только выражен осторожный оптимизм по поводу того, что, возможно, уже 24 ноября сего года договоренность между сторонами все же будет достигнута. При этом представитель Госдепа поспешил заявить, что подписание соглашения не подразумевает автоматического снятия санкций в отношении Ирана, так как «этот вопрос должен быть согласован с Конгрессом». Таким образом, США вывели «за скобки» взаимосвязь между соглашением по ядерной программе Ирана и санкциями. В итоге все, что удалось Роухани, это то, что западные банки согласились «разморозить» 4,2 миллиарда иранских активов.

Вызывает вопрос само время принятия Обамой решения о продлении срока действия санкций в отношении Ирана: почему он пошел на такой шаг, не дожидаясь итогов предстоящей встречи «шестерки» с ИРИ 24 ноября?

Чтобы ответить на этот вопрос, на наш взгляд, следует обратить внимание на некоторые моменты, предшествующие этому событию. Известно, что на днях Обама обратился с секретным письмом к Духовному лидеру ИРИ аятолле А. Хаменеи. Хотя полный текст письма и не был опубликован в печати, но наблюдателям все же удалось узнать о некоторых его деталях. Не вдаваясь в подробности содержания данного письма, отметим только то, что правы те эксперты, которые предполагают, что, добившись полного смягчения позиций руководства Ирана в преддверии 24 ноября, Обама рассчитывал тем самым на серьезное укрепление своей позиции в отношениях с новым составом американского Конгресса и одновременное ослабление позиций критиков его внешней политики. Но тут следует обратить внимание еще на один момент: письмо написано за несколько дней до подписания ряда документов в Москве, расширяющих сотрудничество России и ИРИ в области мирного использования атомной энергии и открывающих возможность строительства в Иране восьми блоков АЭС по российской технологии. Согласно этим документам, стороны намерены сотрудничать в сооружении в Иране восьми энергоблоков с реакторами российского дизайна ВВЭР под ключ (четыре энергоблока на площадке АЭС «Бушер» и четыре — на другой площадке), а ядерное топливо для них на протяжении всего жизненного цикла восьми новых энергоблоков будет изготавливаться российской стороной. Отработавшее ядерное топливо будет возвращено в Россию для переработки и хранения. Тем самым, кроме финансовой выгоды (по самым скромным оценкам, Россия может заработать 10 млрд долларов), обе страны получат стратегическое политическое преимущество, что может помочь двум странам успешно сопротивляться санкциям.

Не исключено, что американская сторона была в курсе предстоящего подписания данных документов и поэтому решила давить на Хаменеи с целью недопущения стратегического сближения России и Ирана. Но, судя по всему, окончательно разуверившийся в искренности США в отношении Ирана, Духовный лидер сделал свой выбор в направлении укрепления стратегических отношений с Россией, что, разумеется, не очень понравилось Обаме. Тем самым не оправдали себя предположения некоторых экспертов о том, что «США и ЕС могут воспринять подписанные соглашения в Москве как угрозу для себя, поэтому могут ослабить своё давление на Иран и Россию». Как видно, Обама пошел на еще большее ужесточение своего курса на подавление экономик этих двух стран (а это должно быть еще одним грозным предупреждением тем либеральным кругам в руководстве России, которые до сих пор «наивно» надеются на то, что санкции Запада в отношении Москвы приняты на краткосрочную перспективу и скоро будут сняты. Продлив срок действий санкций в отношении Ирана, Обама дает четкий сигнал Москве).

Заявление Обамы стало точкой в бесконечных спорах об истинных намерениях Запада в отношении Ирана. Оно доказывает правильность вывода ИА REGNUM о том, что очередная попытка либерализации Ирана с помощью Запада проваливается. Своим последним заявлением Обама доказал, что «американская звезда» Роухани окончательно погасла. Как результат, отныне ему придется наполнить свою обворожительную улыбку более конкретным содержанием, т.е. он должен правильно избирать стратегических партнеров в условиях весьма непредсказуемого развития событий вокруг его страны. Сказанные Х. Роухани 12 ноября на ирано-азербайджанском бизнес-форуме в Баку слова, таким образом, приобретают дополнительные смыслы: «Западные, европейские государства, дальние страны в самый тяжелый, кризисный, опасный день под незначительными предлогами оставляют человека и государство в одиночестве, не помогают ему».

Наконец, еще об одном: сложным представляется то, что с такими полностью прозападными министрами, которые в большинстве своем были против подписания вышеназванного соглашения с Россией, Роухани может добиться смены приоритетов своего правительства. Поэтому мы уверены в том, что после заявления Обамы для Ирана было бы лучше, если бы кабинет полностью подал в отставку ввиду краха его прежней политики. Если даже этого не произойдет, то как минимум должны произойти существенные кадровые изменения в составе правительства Роухани. Потому что новый курс Духовного лидера ИРИ должны и смогут реализовать только новые люди.