Комитету государственной безопасности Белоруссии следует уделить особое внимание анализу обстановки в Белоруссии накануне президентской кампании 2015 года в целом и в Гродненской области в частности. Об этом 13 ноября заявил Александр Лукашенко, принимая с докладом председателя КГБ РБ Валерия Вакульчика, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе встречи Лукашенко ориентировал председателя КГБ на активную работу по анализу социально-политической и экономической обстановки в регионах, в частности — в приграничной с Евросоюзом Гродненской области. Лукашенко распорядился также усилить работу по выявлению схем нелегального бизнеса.

«Я хотел бы, чтобы вы уделили больше внимания анализу социально-политической, экономической обстановки на местах», — сказал Лукашенко, обращаясь к Вакульчику. При этом руководитель постсоветской республики отметил: «Я получаю из других источников информацию. Но я хочу знать вашу позицию, вашу точку зрения».

«Могилёвский должен был руководитель УКГБ передать мне через вас информацию», — сказал Лукашенко.

«И у меня завтра мероприятие в Гродненской области, — продолжил Лукашенко. — Я хотел бы, чтобы вы мне доложили позицию — письменно, небольшой справкой, на основании местных материалов, какова там ситуация. Она меня не просто настораживает — я помню, что было раньше. Там ведь единственный случай был в стране, когда губернатора застрелили. И ясно, какие это были проявления. Да и знаем, что устремления на Гродненскую область у отдельных государств слишком чрезмерны. Поэтому меня волнует ситуация там, да и хотелось бы, чтобы мне к совещанию было доложено справкой о том, какова обстановка в Гродненской области».

Напомним, председатель гродненского облисполкома Дмитрий Арцименя был убит на пороге собственного дома 20 сентября 1993 года. Вскоре после убийства была выдвинута версия о мотиве теракта — передел собственности с участием литовского криминала. Однако самым известным случаем убийства чиновника в постсоветской республике стал взрыв, произошедший 6 октября 1997 года в Могилеве: в подъезде своего дома погиб председатель Комитета госконтроля по Могилевской области Евгений Миколуцкий. Тогда Лукашенко связал этот теракт с планами криминала организовать теракт в отношении руководителя республики. По мнению экспертов, убийство Миколуцкого было использовано как повод для расправы над верхушкой уголовного мира — вскоре исчез «вор в законе» по кличке Щавлик, а затем и остальные криминальные авторитеты (Траца и др.). По неофициальной информации, в обезглавливании криминального мира Белоруссии ключевую роль сыграл «эскадрон смерти», сформированный из сотрудников спецслужб.

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко неоднократно акцентировал внимание на планах Польши аннексировать Западную Белоруссию, которая до Второй мировой войны входила в состав польского государства — II Речи Посполитой. Так, 30 сентября 2011 года Александр Лукашенко, комментируя итоги прошедшего 29-30 сентября в Варшаве саммита участников программы Евросоюза «Восточное партнёрство», заявил, что Польше не видать Западной Белоруссии в своем составе «как собственных ушей».

«Ну неймется полякам! Вы понимаете, вот им неймётся! Вот это для вас не секрет: вот западная граница у нас должна под Минском проходить. Ни меньше, ни больше. И вот деятели типа Сикорского (в то время — глава МИД Польши Радослав Сикорский, — прим. ИА REGNUM) — у него перед глазами „восточные кресы“. Ну так вот на счет этого я хочу сказать: с их попытками не мытьем, так катаньем оттяпать у нас часть Западной Белоруссии, так пока я живой и существую здесь как президент страны — им этого не видать как собственных ушей. Наша страна едина, целостна и неделима. И давить нас через пятую колонну, через своих здесь отдельных „правадыроу“ (вождей, лидеров, — прим. ИА REGNUM) — ничего не получится. Они и „карту поляка“ ввели, чего они только ни делают! Но наши поляки хотят жить в Белоруссии. Если бы они хотели жить в Польше — они бы давно уже туда переехали. Им живется здесь нормально, и они будут жить — это наши граждане, это наши поляки, их порядка 300 тысяч. Мы к ним относимся (и я лично) как к белорусам. Поэтому и здесь им клинья не удается вбить. Ну и начали ломиться», — сообщил Лукашенко.

После этого Лукашенко также неоднократно заявлял о претензиях Польши на территорию Белоруссии. Так, после президентской кампании 2010 года (демократичность которой не признали ОБСЕ, ЕС и США), 20 октября 2012 года в интервью британским СМИ Лукашенко заявил: "Ведь никто об этом не говорит и не знает, а накануне президентских выборов даже у нас шли активные разговоры — они в Польше и сейчас не утихают, и карты напечатали — что западная Белоруссия — это польская территория, она незаконно принадлежит Белоруссии. А на Полесье, на юге страны, было националистическое, сепаратистское движение об отделении южной части Украины и создании Полесской республики. То есть шли и такие центробежные процессы в Белоруссии. Ну а потом известное выражение, что «неплохо было бы, чтобы Белоруссия стала северо-западным краем России», «чтобы Белоруссия губерниями, областями вошла в состав России».

До этого, 16 октября 2012 года Лукашенко на пресс-конференции в Минске заявил российским региональным СМИ, что в Польше ещё живы реваншистские настроения, и подтверждением тому являются карты, где польские земли простираются вплоть до столицы нынешней Республики Беларусь. Ранее белорусские земли входили в состав различных государств, однако сегодня есть силы в Евросоюзе, которые рассматривают белорусскую территорию как свои владения. «Западная Белоруссия. Кстати, поляки и сегодня имеют карты, где их территория — до Минска. Мы это знаем и прямо им говорим», — привёл пример Лукашенко. «Когда-то мы были в Великом княжестве Литовском, — напомнил он, — и Литва там уже где-то шаркает. 30% бюджета формирует в стране за счёт перевалки наших грузов — миллионы тонн. Если мы оттуда уйдём — рухнет страна! А они нас учат жить! То самолёт шведский подкинут с этими плюшевыми мишками, то ещё что-то. Чего вы нас учите жить? Это то же самое, что мы бы вас учили — россиян — жить! Не надо нас учить — у нас свои традиции».