Оренбуржье вошло в число лидеров по уровню открытости бюджетных данных

Оренбург, 12 ноября 2014, 11:10 — REGNUM  Оренбургская область вышла на четвертое место рейтинге по уровню открытости бюджетных данных среди 83 субъектов РФ — в оценку еще не включались Республика Крым и город Севастополь. Об этом 12 ноября корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Оренбуржья.

Пока по итогам трех этапов Оренбуржье опережают Краснодарский край, Красноярский края и Омская область. В Приволжском федеральном округе Оренбургская область заняла первое место, уверенно опередив Пермский край. «Справедливости ради надо отметить, что по результатам третьего этапа мониторинга, проведенного в сентябре — октябре, наша область лидирует и в России, и в Приволжском федеральном округе», — отметили в Минфине Оренбургской области.

Всего запланировано четыре этапа исследования. В течение года его проводит Центр прикладной экономики по заказу журнала «Госменеджмент». В качестве методической основы использована методология Международного бюджетного партнерства (International Budget Partnership) для расчета Индекса открытости бюджета (Open Budget Index) для стран мира. Назначением рейтинга является формирование для субъектов Российской Федерации четких ориентиров, а также стимулов для повышения открытости бюджетных данных и использования механизмов общественного участия и контроля.

Стоит сказать, что Омская область, Краснодарский и Красноярский края были в десятке лидеров с самого начала исследования. Оренбургская область по итогам первого этапа находилась на 12-15 месте по России и на втором в ПФО — и здесь положительная динамика очевидна.

Уже на втором этапе в июне — июле 2014 года благодаря усилиям Министерства финансов области Оренбуржье продвинулось с 12 места на пятую позицию, а два месяца спустя поднялся еще на одну ступень. Согласно методике исследования, вначале оценивались характеристики первоначально утвержденного бюджета и состояние инфраструктуры для обеспечения открытости бюджетных данных. Затем — годовой отчет об исполнении бюджета. Примечательно, что более высокий балл регионы получают за размещение данных в машиночитаемом формате.

«Тема открытости и доступности бюджетных данных крайне важна. Каждый гражданин либо объединения граждан должны иметь возможность влиять на решения государственных органов, заявить об общественных потребностях, — считает министр финансов области Татьяна Мошкова. — В бюджете, в его расходах, государственная политика находит самое непосредственное выражение. А поскольку доходная часть бюджета формируется за счет представителей общества — обычных граждан, бизнес-сообщества, то люди вправе требовать, чтобы их мнение было учтено».

Чтобы обеспечить высокую степень открытости бюджетных данных, Минфином проведена комплексная и масштабная работа. По словам Мошковой, регулярно проводятся публичные слушания, и с каждым разом они привлекают все больше профессионалов, звучит все больше вопросов.

«С 2009 года мы размещаем прогноз, проект бюджета и годовой отчет о его исполнении на нашем сайте и видим, что в этот раздел пользователи обращаются довольно часто. Сложнее оказалось привлечь к обсуждению параметров бюджета и их исполнения широкую общественность. Все же язык цифр сложен для понимания. Поэтому мы подготовили брошюру „Бюджет для граждан“ и мультфильм — чтобы в самой доступной форме разъяснить людям, что такое бюджетная система страны и региона. В интернет-брошюре оренбургские финансисты действительно доходчиво рассказали гражданам о самом важном документе. Текст доступен для скачивания и может служить пособием не только для студентов экономических специальностей и школьников, но и тех, кто занимается самообразованием», — сказала глава минфина Оренбуржья.

На третьем этапе оценивалось исполнение бюджета, контроль и аудит. Основным параметром оценки здесь является своевременность опубликования данных — законов, отчетов, фактических сведений по состоянию бюджетного процесса.

Составители рейтинга начисляли баллы за своевременность инвестиций по объектам, за программный бюджет, рассматривая его, как инструмент единой государственной политики для всей бюджетной вертикали. «Он объединяет административные, финансовые, политические и иные ресурсы и в долгосрочной перспективе обеспечивает преемственность целей и задач, стоящих перед всеми уровнями власти. То есть позволяет интегрировать усилия федеральных органов власти, регионов и муниципалитетов в достижении понятных и измеримых результатов», — пояснил повышенное внимание к ускорению перехода на программный бюджет заместитель министра финансов области Дмитрий Кулаков.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.