Управление Роспотребнадзора по Свердловской области просит полицию разобраться с недобросовестными продавцами техники и косметики некоторых торговых марок. Об этом 11 ноября корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе ведомства.

По мнению участников прошедшего в управлении очередного заседания Консультационного совета по взаимодействию с общественными организациями, нарушения носят массовый характер и в действиях продавцов имеются признаки мошеннических действий. В 2013-м и в первой половине 2014 года в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», а также общественные организации по защите прав потребителей поступило 164 обращения в отношении продавцов пылесосов торговой марки «Kirby», 158 обращений в отношении реализаторов косметической продукции торговой марки «DeSheli», 84 обращения на продавцов косметики торговой марки «MonPlatin» и 15 обращений по реализации систем для подготовки и очистки воды «Bluefilters».

«Суть обращений сводилась к тому, что продавцы данных товаров, злоупотребляя доверием покупателей, а также в силу бесконтрольного предоставления кредитных средств, совершали противоправные действия в отношении потребителей, вводя в заблуждение относительно свойств товаров, в том числе о цене товара и способах приобретения, качества товара, не предоставляя полную и необходимую информацию, и прочее. Потребительские свойства товаров и их стоимость были явно завышены. Со слов потребителей, при приобретении систем для подготовки и очистки воды „Bluefilters“ перед ними проводился эффектный опыт с водопроводной водой, которая темнела в сосуде (происходило это с помощью гидролиза — опусканием анода и катода под напряжением в банку с водой). Впечатленные люди после обращались в органы Роспотребнадзора с жалобой на качество водопроводной воды (лабораторные исследования соответственно устанавливали, что вода соответствует установленным санитарным нормам и правилам). При приобретении пылесосов торговой марки „Kirby“ предоставлялись поддельные сертификаты на товар. Кредитные договоры заключались на дому у потребителя или поздно вечером (ночью) в офисе продавца. Денежные средства за товар по кредитному договору перечисляются третьим лицам (не продавцу), при этом у потребителя с данным лицом отсутствуют какие-либо гражданско-правовые отношения. Многие потребители отмечали, что подвергались психологическому или психотропному воздействию, им предлагались различные напитки (вода, чай, кофе), после их приема они не помнили, как заключали договоры и на следующий день жалели о совершенной покупке, считая, что их обманули», — рассказали в ведомстве.

В своих обращениях граждане ссылались на одних и тех же представителей, но при этом договоры заключались с разными хозяйствующими субъектами, что в дальнейшем осложняло взыскание денежных средства в порядке исполнительного производства, так как к моменту исполнения судебного решения у хозяйствующего субъекта отсутствовали какие-либо денежные средства и имущество, на которое может быть возложено взыскание. При этом складывалась ситуация, когда потребитель выплачивает банку все денежные средства за кредит, но взыскать их с продавца фактически невозможно.

Всего сотрудниками ведомства выявлено 28 организаций, в действиях которых могут усматриваться признаки мошенничества. Они находятся в Екатеринбурге, Серове, Первоуральске, Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле.

Большинство товаров приобреталось с использованием кредитных средств. На протяжении нескольких лет меняются группы непродовольственных товаров, но жалобы от потребителей остаются одинаковыми. Факты, указанные в обращениях, свидетельствуют о злоупотреблении доверием граждан со стороны представителей торгующих организаций. При этом, по мнению специалистов Управления Роспотребнадзора, в действиях продавцов имеются признаки мошеннических действий. Обращения носят массовый характер по всей Свердловской области, завышены потребительские свойства товара и их реальная рыночная стоимость. Кроме того, к операциям привлекаются многочисленные организации, с которых трудно получить финансовое возмещение в судебном порядке. Также привлекаются третьи лица, на счета которых перечисляются кредитные средства, но которые не имеют перед потребителями никаких обязательств.

В письме начальнику Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУМВД России по Свердловской области Управление попросило провести по данным фактам расследование и, в случае выявления состава правонарушения, привлечь виновных лиц к уголовной ответственности.

Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, к нему лично обращались граждане, которые пострадали от деятельности подобных недобросовестных продавцов. А один из свердловчан признался, что представители, представляющие один из брендов косметики, звонят ему регулярно с весны и приглашают на «бесплатные процедуры». При этом с собой они просят захватить паспорт. По словам бывших клиентов этой фирмы, паспорт нужен для того, чтобы оформить кредитный договор и на полученный кредит заставить человека купить набор косметики, который стоит десятки тысяч рублей. При этом продавцы пылесосов и фильтров осуществляют свою деятельность в жилищах клиентов. Иногда они им звонят заранее по телефону и предлагают выбрать удобное время, а порой сразу приходят на дом.