В Минкомсвязи РФ ответили отказом на просьбу башкирских общественников запретить называть Республику Башкортостан Башкирией в российских СМИ. Как заявили корреспонденту ИА REGNUM эксперты, в республике успешно и бесконфликтно используются оба названия.

10 ноября газета «Известия» сообщила, что три общественных организации Башкирии обратились к Минкомсвязи с просьбой обязать российские СМИ использовать вместо слова «Башкирия» формулировку, закрепленную в Конституции, а именно — Республика Башкортостан или Башкортостан. По мнению авторов письма, направленного в министерство, настойчивое употребления журналистами и ведущими программ слова «Башкирия» вместо «Башкортостан» понижает ее статус как республики. Письмо составлено руководителями организаций «Башкирское национально-патриотическое движение», «Башкирское казачество» и «Акбузат». Замминистра Алексей Волин заявил изданию, что русский язык не подчиняется политикам и административному регулированию. По мнению общественников из Башкирии, данный вопрос для региона не актуален.

«В 2011 году этот вопрос уже поднимался в блоге главы региона Рустэма Хамитова, один из блогеров требовал запретить журналистам писать слово Башкирия, другие блогеры выразили несогласие с такой постановкой вопроса, а сам Хамитов однажды сказал, что слова Башкирия „можно не стесняться“, — заявил корреспонденту ИА REGNUM руководитель Егорьевского движения Олег Епифанов. — Ходили слухи, что на планерке в минпечати РБ было дано указание редакторам впредь писать полностью название республики. И ни в коем случае не называть президента главой региона, а слово „президент“ предписывалось писать только с заглавной буквы. Казалось, эти времена прошли навсегда, но теперь мы наблюдаем новый виток».

«Порой современное официальное название проецируется и в прошлое. Пишется, что 450 лет назад Россия подписала договор с Башкортостаном, что Пушкин писал о Башкортостане, что Цветаева приезжала в Башкортостан, и так далее, — добавил Олег Епифанов. — Но при этом слово „башкирский“ остается в официальных названиях вузов, театров, других учреждений».

«До парада суверенитетов мы говорили только „БАССР“ или „Башкирия“, а слово „Башкортостан“ воспринималось как перевод слова „Башкирия“, — напомнил уфимский журналист Алексей Шушпанов. — На сегодняшний момент в республике успешно функционируют оба названия. Более того, министром культуры Владимиром Мединским высказывалось мнение, что при брендировании традиционное слово Башкирия более приемлемо, нежели труднопроизносимое Башкортостан».

«На мой взгляд, требовать русскоязычные СМИ Башкирию называть Башкортостаном — это все равно, что требовать называть Германию Дойчланд, — отметил член рескома КПРФ Геннадий Шабаев. — Представители СМИ, я думаю, сами разберутся, в каких случаях какие названия употреблять».

Не все башкирские общественники разделяют мнение авторов письма. Подчеркивается незавидная роль сегодняшних общественных организаций. «К сожалению, экс-глава Башкирии Муртаза Рахимов упустил момент, когда башкирские организации перестали заниматься культурными проектами, а влезли в политику и начали выступать с бесконечными требованиями и меморандумами, — считает башкирский общественник Ринат Баимов. — Надеюсь, что нынешний глава республики Рустэм Хамитов поможет башкирским организациям вспомнить о своих основных задачах. Для башкир, как и для представителей других этносов, главнее сейчас то, в каких условиях, с какими перспективами они живут, а не как называется наш регион в русскоязычной прессе».

Добавим, что ни один из опрошенных экспертов не смог дать четкого ответа, зачем руководителям далеко не самых многочисленных организаций понадобилось снова поднимать вопрос о запрете слова «Башкирия», однако допускают, что таким образом просто привлекается внимание к одному из авторов письма.