Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко предлагает ввести дополнительные налоговые льготы для крупных предприятий города. Соответствующий закон был внесен в конце минувшей недели в парламент города. Льготы должны вступить в силу с 2016 года для тех компаний, которые будут соответствовать предложенным условиям по состоянию на 2015 год.

Предлагается, чтобы компании, чей объем капитальных вложений в течение последних пяти лет превысил 15 млрд рублей, в течение семи лет могли платить налог на прибыль по ставке 13,5% вместо 18%. При объеме вложений от 300 млн до 15 млрд рублей предлагается ставка 15,5% в течение трех лет.

Кроме того, компании, обновившие свои фонды на 300 млн рублей и более, предлагается освободить от уплаты налога на имущество.

В пояснительной записке к законопроекту губернатор объясняет свой замысел так: в условиях санкций и ограничения кредитования за границей такие льготы помогут городским предприятиям, а как следствие — городской экономике развиваться.

Экономисты говорят, что у этой идеи есть и явные плюсы, и явные минусы. С одной стороны, на крупных промышленных предприятиях кризис и санкции сказались не слабо. К тому же чем крупнее предприятие, чем больше там сотрудников, тем сильнее возможные социальные проблемы, а на это город готов тратить.

С другой стороны, «большому кораблю — большие вложения»: непонятно, почему городские власти должны списывать миллиарды 3-4 крупным компаниям, если тех же средств хватило бы на поддержку гораздо большего числа малых и средних предприятий. Если большой бизнес не смог просчитать перспектив, то это его проблемы. А постоянная готовность властей спасать именно «богатых» тоже может выйти боком в том самом важном для властей социальном аспекте.

Предприятий, которые вложили 15 млрд рублей за пять лет, в городе не очень много, констатируют эксперты. Возможно, речь идет о «Силовых машинах» или Кировском заводе, предполагает глава консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский.

«Больше всего это похоже на лоббизм: крупные промышленники донесли до властей, что у них возможны проблемы, — говорит эксперт. — Очень странно поощрять людей за уже вложенные средства, а не поощрять будущие вложения, как это делается обычно». Получится, что налоговые льготы сыграют роль «спасибо» за ранее сделанные вложения, а не роль гарантии дальнейшего развития.

Нетрудно догадаться, что малый бизнес от идеи губернатора не в восторге. Тем более что предложение о петербургских льготах для крупных компаний совпало по времени с заявлениями Госдумы о необходимости роста налогов для компаний мелких.

«Государство есть аппарат насилия в интересах правящего класса, — констатирует глава ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. — Мы еще раз убеждаемся в том, что у власти у нас крупная буржуазия, которая заботится только о своих интересах».

Если такой законопроект будет принят, можно забыть о любом возможном положительном эффекте от санкций, добавляет эксперт: «Мы уже выяснили, что продовольственной безопасности у нас нет. А если продолжать эту сверхлояльную к крупному бизнесу политику, ему не будет никакого смысла развиваться: государство все делает за него».

«Ворон ворону глаз не выклюет, — депутату городского парламента Максиму Резнику предложение Смольного не кажется неожиданным. — Крупный бизнес тесно связан с властью, забота о крупном бизнесе — характерная черта нынешней системы».

«Я не против того, чтобы помогать крупному бизнесу, — добавляет эксперт. — Помогать нужно любому бизнесу. Только приоритеты должны быть иными. Как раз крупный бизнес способен справиться с проблемами в большей степени, чем средний или малый. Поддерживать в первую очередь нужно как раз более слабых».

Также губернаторский законопроект предполагает налоговые льготы для предприятий с высоким уровнем оплаты труда. Установлены дифференцированные льготы. Например, если в компании работает более 400 человек, а средняя зарплата превышает 60 тыс. рублей, налоговая ставка снижается до 16,5%.

К этому предложению у экспертов вопросов нет. «Это стимулирование тех, кто не скрывает и не занижает зарплаты, и это очень правильная мера, — говорит Александр Батушанский. — Речь идет и о честности бизнесменов, и о подоходном налоге, который идет в казну города».