В минувшее воскресение мы стали свидетелями начала логического завершения идеи «русских» маршей в том виде, в котором они были задуманы маргиналами имперского духа несколько лет назад. Этот «узкий» в прямом и переносном смысле этого слова формат оказался не востребован той многонациональной и интернациональной Империей, какой уже многие сотни лет является Россия. Что мы видим?

«Русский» марш. Распад

Во-первых, распад и дробление самого «русского» марша на колонны. Националисты и те, кто присвоил себе право указывать, кто является русским, а кто нет, уже, оказывается, не могут маршировать в одной колонне. У них появились первые глубокие внутренние противоречия. Но если внутри этого, довольно малочисленного и маргинального общественно-политического направления начался внутренний распад и разложение, началось выяснение уже внутри этой узкой идеологической колонны, кто из них более русский, а кто нет, то как они собираются управлять многомиллионной, многонациональной и интернациональной Россией? Какую модель национального, конфессионального и иного устройства Империи собираются предложить?

Дошло до смешного. Участники «русских» маршей не смогли сохранить внутреннюю идентификацию даже по такому вопросу, как Новороссия. Так, в Люблино первая и самая массовая колонна шла под лозунгом «За Русское единство». Однако следовавшие за ней колонны оказались разбиты на сторонников «Новороссии» и киевских властей. «ДНР, гори в аду», кричала так называемая непримиримая колонна, объединившая около сотни молодых людей. Они шли за растяжкой: «Русские против войны с Украиной». А чего стоят лозунги уже от участников другого митинга, что русским является только тот, у кого оба родителя — и мать, и отец — русские?

Все это и многое другое говорит не только о глубоком внутреннем кризисе той идеологической платформы, которая подпитывает «русские» марши в рамках концепции «Россия для русских», но и о кризисе самой концепции.

Во-вторых, концепция «русских» маршей не отвечает тому историческому напряжению, которое на протяжении столетий испытывала Россия и русские, как государствообразующий этнос, стягивая все окружающие племена, народности, народы и нации в один плавильный котел. В этом плане концепция «русских» маршей глубоко противоречит концепции России как плавильного котла наций, концепции как Белой, так и Красной Империи, а также тому их синтезу, который пытается осуществить в своей деятельности, скажем, тот же Изборский клуб.

Почему? Потому что концепция «русских» маршей глубоко противоречит идее России как Империи, Третьего Рима и предполагает ее сужение до еще одного мононационального государства наподобие современных европейских. Но где тогда будут пролегать территориальные границы такого мононационального государства русских?

Вправе ли при такой концепции русские претендовать на те территории, которые им отошли в процессе исторического расширения Руси до современных границ? Вправе ли русские тогда претендовать на то, чтобы русский язык, культура, литература, искусство были теми мировыми образцами, которые должны изучать не только сопредельные народы и нации, но и другие народы мира?

Националисты и те, кто присвоил себе право определять, кто может быть русским, отказывая в этом праве многим миллионам других граждан и жителей России, не говоря о тех десятках миллионах русских и не русских, которые находятся за границами нынешней территории России, но кто себя однозначно идентифицирует как часть Русского мира, пытаются лишить сторонников другого взгляда на Россию права называть его тоже русским. Поэтому идеология «русских» маршей в нынешнем виде глубоко противоречит идее России как Империи, т.к. при принятии этой узконационалистической идеологической матрицы Россия лишается одной из своих главных скреп — интернационализма — бытового, общественного, религиозного, национального.

В-третьих, концепция «русских» маршей несостоятельна и вследствие того, что она основана на идее обстругивания «русского древа» от того, что они считают инородными телами, не понимания, что эти наросты и новообразования такая же часть «русского древа», как и его корни и основа — русский народ, и обстругивание этого древа жестким наждаком или рубанком приводит только к тому, что начинает по живому резаться и ткань самого «русского древа».

Русские — это имя собирательное, из него нельзя начать отсекать не русские части, потому что их там нет. Да, что-то, какие-то части в процессе исторического развития до присоединения к русскому древу были не русскими, но потом произошло соединение народов в единую ткань. И начать что-то выпиливать из этого дерева означает не вычленять чужое, а разрушать само русское древо.

Т.е. мы видим, что «русские» марши основаны на концепции обстругивания «русского древа» вместо его наращивания, усиления. Сегодня они пытаются отрезать русских России от других народов России. Завтра начнут резать русских от белорусов и украинцев. Что потом? — начнем резать русских рязанщины от русских вологодщины в поисках истинно русского («арийского») субстрата, меряя формы черепов и носов? Обстругивая так «русское древо», можно его вообще подточить так, что оно упадет. Врагам на потеху. И кто потом в этом будет виноват?

Я глубоко убежден в том, что внутри России сегодня рождается новая концепция Империи, которой будет глубоко чужд тот зоологический этнонацизм, который лежит в основе «русских» маршей. Россия — родина всех наций и народов, которые в ней проживают. Следовательно, и Русский марш может быть только тем маршем, в котором будут идти без оглядки на национальность, конфессию и т.д. все граждане России, ведомые одним и общим помыслом — о величии, чести и особой исторической миссии нашей Родины.