Принятие закона о лоббизме в России давно назрело, но в нормативном документе следует обойтись без слова «лоббизм». Об этом заявил президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин на круглом столе в Высшей школе экономики (ВШЭ), передает 7 ноября корреспондент ИА REGNUM.

«Сегодня мы с чиновниками не имеем однозначного понимания, что подразумеваем под терминами „лоббизм“ и „GR“, — аргументирует свою позицию Томчин. — Мы не вполне понимаем кто, кого и где лоббирует. Например, в законе Левичева написано, что объектом лоббизма является депутат, однако, на мой взгляд, депутат — не объект в процессе лоббизма. Я бы предложил разработать закон об административных регламентах на оказание соответствующей государственной услуги бизнесу. Будет правильнее, если мы используем именно слово „услуги“. Надо использовать удачный международный опыт по созданию таких административных регламентов, как, скажем, в Сингапуре».

Вице-президент GR-лиги Андрей Дегтярев, напротив, считает, что, если убрать из закона слово «лоббизм», не удастся легализовать деятельность лоббиста. Важно только при этом четче сформулировать смысл данного термина. «Прежде всего, необходимо определить предмет регулирования, круг людей, занимающихся лоббистской деятельностью, — говорит Дегтярев. — И здесь надо смотреть на создаваемую официальную систему и со стороны государства как регулятора, и глазами профессионального сообщества. Деловые ассоциации, консалтинговые фирмы, GR-департаменты крупных корпораций — как все они на сегодняшний день отражены в законах? Никак».

Доцент кафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Светлана Васильева, считает принятие закона своевременным шагом, хотя оба предложенных законопроекта требуют серьезной доработки. «В законе Минэкономразвития записано, что должностные лица обязаны давать информацию о том, с кем они встречались, и граждане также должны предоставлять такую информацию, но в отношении должностных лиц предусмотрен целый перечень исключений, а в отношении граждан исключений нет, — говорит Васильева. — Я думаю, что подобное количество исключений для должностных лиц делает бессмысленным само регулирование отрасли. Но самое важное, что в законе неверно изложена концепция права на обращение: такое право не может зависеть от того, указал ли гражданин интерес, который он представляет, или не указал. И что касается дисциплинарных взысканий, возлагаемых на должностных лиц, которые не будут сообщать о встречах, этот вопрос необходимо решить уже сейчас, потому что последующее подзаконное регулирование может извратить суть принимаемого закона».

Законопроект Левичева, на взгляд Светланы Васильевой, «еще более опасен». «Если давать по нему детальное правовое заключение, обнаруживается масса противоречий с федеральным законом о саморегулируемых организациях, с федеральным законом о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы, с регламентами Госдумы и Совета Федерации и другими документами», — констатирует она.

Законопроекты о лоббизме требуют существенной доработки. Отметим, это, пожалуй, единственный пункт, с которым без оговорок согласились все, кто высказался во время дискуссии.

Как сообщало ИА REGNUM, законопроект о продвижении интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления внес в Государственную думу РФ вице-спикер Николай Левичев («Справедливая Россия»). «Настало время навести порядок и легитимизировать эту деятельность, введя ее в правовое русло», — считает Левичев.

Еще один документ, регулирующий деятельность коммерческих структур при защите их интересов в органах власти, разработало Минэкономразвития РФ.